Таможня ввела цензуру на посылки?

Игорь Бахарев
На российской таможне, по всей видимости, начали вскрывать посылки без уведомления владельцев. Как сообщают сразу несколько британских СМИ, пограничники не пропустили в страну календари с фотографиями полуобнаженных спортсменов.

Цензуре подверглись посылки, в которых лежали календари проекта Warwick Rowers. На них сфотографированы полуобнаженные гребцы университетской команды при Уорикском университете, чьи тела на фото прикрыты лишь веслами и шелковыми накидками. Прибыль от продажи календарей с гребцами идет на защиту прав ЛГБТ-движения. Этот проект существует в Англии уже 8 лет.

Создатели календаря утверждают, что посылки с ними вернулись отправителю из-за якобы нарушения закона о “gay propaganda” (так они описывают "Закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних").

Проблемы с написанием адреса получателя или другие ошибки исключены: посылки точно прошли британскую таможню и без проблем были доставлены в Россию.

Примечательно, что в Россию не пустили лишь те бандероли, которые были заказаны в интернет-магазине на мужские имена. Женщины получили свои календари.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы по Центральному федеральному округу Русской службе Би-би-си сказали, что в их подразделении не располагают информацией о возврате посылок с календарями. Все посылки проходят рентген, однако в случае с календарями можно было увидеть бумагу, сами изображения рассмотреть невозможно.

Если авторы проекта правы, и календари вернулись отправителю, то это означает, что ФТС вскрывают посылки на границе.

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин напоминает, что, в соответствии со статьей 315 Таможенного кодекса Таможенного союза, сотрудники таможни имеют право осматривать посылки с применением технических средств (чаще всего это рентгеновский аппарат и аппарат по проверке радиоактивности). Работники таможни могут провести осмотр/досмотр посылок, если у них возникают "достаточные основания полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ". 

Как говорит юрист, в нашу страну нельзя отправлять посылками опасные отходы, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, алкоголь, наркотики, табак и курительные смеси, оружие, контрафактные товары, культурные ценности, озоноразрушающие предметы и ювелирные изделия. Если в посылке задекларирован товар, который запрещен к перевозке, то её вернут отправителю. 

Так или иначе, вскрытие посылки должно происходить в присутствии двух понятых. Если подозрения инспектора не подтверждаются, то отправление запаковывается, используя специальный "таможенный" скотч, а с внешней стороны к нему прикрепляется Акт проведения таможенного досмотра, заверенный участниками процесса. О том, что вернувшиеся посылки были перевязаны таким скотчем, отправители не заявляют. 

Пока непонятно, были ли посылки действительно возвращены из-за несоответствия закону о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений", а не по каким-то другим причинам. 

Мы попросили юриста правозащитного центра "Мемориал" Татьяну Глушкову хотя бы примерно попытаться объяснить, что произошло.

Дело в том, что календари теоретически могут подпадать под ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Там указано, что информационная продукция - это, в том числе, "предназначенные для оборота на территории РФ СМИ и печатная продукция...". При этом, согласно этом закону, сведения "пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения" относится к "информации, запрещенной для распространения среди детей". Соответственно, на таких календарях должен стоять знак "18+".
Однако, признаёт Глушкова, в этом случае неизбежно возникают два вопроса. 1. Кто и как определяет, что конкретная информация (в нашем случае изображение) является "пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения"? 2. Почему таможенники решили, что календари, находящиеся в посылках, предназначены для оборота на территории РФ, а не для личного пользования?
Теоретический ответ на первый вопрос - с помощью экспертов, аккредитованных властями России. В данном случае, по идее, должна была иметь место экспертиза по инициативе органов государственной власти.
"Была ли она произведена в действительности, или чиновники "на глазок" определили, что в календарях имеется "пропаганда", я, естественно, сказать не могу", - говорит Глушкова. И уж совсем непонятно, насколько квалифицированными были проводившие ее эксперты (а у правозащитников есть серьёзные вопросы к квалификации привлекаемых государством экспертов) и насколько обоснованы их выводы.
Второй вопрос вообще остается без ответа. Курьезность ситуации заключается в том, что в РФ для того, чтобы счесть что-то подпадающим под определение "пропаганды", не нужно, чтобы какой-нибудь ребенок реально это увидел или хотя бы с разумной степенью вероятности мог увидеть. Достаточно того, чтобы теоретически такая вероятность существовала.

"Календарь, купленный в единственном экземпляре, может быть сочтен пропагандой, потому что его теоретически может увидеть какой-нибудь ребенок. При этом почему-то считается, что после нанесения знака "18+" тот или иной предмет магическим образом становится невидимым детям и уж тем более не может вызвать у них дополнительного интереса", - изумляется Глушкова.

Интересно, что вскоре после отправки посылок назад сервера основателей проекта Warwick Rowers подверглись DDOS-атаке, и была прослежена ее связь с IP-адресами в России.
Материал по теме

Китайская мода завоевывает российский онлайн-рынок

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Материал по теме

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.