Есть ли шанс у отраслевых маркетплейсов?

Игорь Бахарев

Про развитие маркетплейсов, их возможности для бизнеса и их вклад в развитие рынка электронной коммерции активно говорят несколько лет. В понимании широкой аудитории маркетплейсы — это площадки, где можно купить товары в розницу. Тем не менее в России наблюдается тренд на создание таких же онлайн каналов, но для юридических лиц и для покупки оптом для нужд производства, строительства и других крупных бизнесов. Производители и поставщики нефтепродуктов, аграрного сектора и даже металлургии осваивают новые каналы продаж онлайн, и, кажется, настроены на трансформацию процессов сбыта и на клиентоориентированность.

Действительно ли у отраслевых онлайн-площадок есть шансы стать столь же популярными, что и у сайтов, где потребители покупают товары ежедневного спроса.

Стоит сразу отметить, что подобные маркетплейсы, о которых говорилось выше, отличаются от бирж. Ключевое отличие в том, что на них не проводят торги. По сути, маркетплейс — это некий оператор по поиску товара, покупке и сопровождению сделки. Для поставщиков продукции он является каналом онлайн-продаж, поиска новых клиентов и инструментом автоматизации процессов.

Возникает резонный вопрос, чем же не устраивают те же биржи или интернет-магазины крупных торговых домов или трейдеров. Ответ кроется в том, что сегодня клиент, даже если это юридическое лицо, хочет выбирать не из одного-двух вариантов, а получить доступ к большему количеству предложений, убедиться в прозрачности и безопасности продавца и оптимизировать ресурсы временные и материальные.

"Скорость принятия решений в сегменте b2b намного ниже, чем в b2c, здесь практически нет эмоциональных покупок, а горизонт планирования намного больше, чем в рознице. При этом волатильность на рынке металлургии, например, достаточно высокая. Стремясь к более эффективным закупкам, компании ответственно подходят к выбору поставщиков. Важно обращать внимание на опыт работы на рынке, ценообразование и клиентоориентированность",— комментирует представитель металлургического маркетплейса "Платферрум".

Именно маркетплейсы в чистом виде, где представлена продукция от разных поставщиков, могут обеспечить доступ ко всем возможностям рынка. Некоторые онлайн-площадки устроены так, что позволяют отслеживать колебание цен и формировать аналитику по рынку.

Разумеется, что не во всех отраслях и поставщики, и покупатели готовы перейти в онлайн-продажи. В целом, степень проникновения e-commerce в b2b сегменте намного ниже, чем в рознице. На это оказывает влияние ряд факторов, в том числе низкая автоматизация закупок и действие старых паттернов поведения как привычка обо всем договариваться по телефону.

"E-commerce в агропромышленном комплексе, как и в любой другой крупной отрасли, только начинает развиваться, и мы пока — одни из пионеров. При этом уже наблюдаем, что аграрии активнее стали покупать на маркетплейсе, так как в своей работе в поле ищут сервисы, сравнимые по удобству с хорошо изученными и широко известными b2c-маркетплейсами", — выражает мнение представитель аграрного маркетплейса "Поле.рф".

Появление нишевых онлайн площадок в b2b секторе в целом говорит об интересе к развитию e-commerce в оптовых закупках. К развитию этого сектора подступились и крупные маркетплейсы, такие как Ozon и KazanExpress. В феврале текущего года у второго появилась возможности для покупателей-юрлиц.

У оптовиков высокие чеки и высокая зависимость от поставки. Например, если арматура не придет вовремя, то будут сорваны сроки строительства. При этом от момента принятия решения о покупке до непосредственного получения самого товара есть ряд важных процедур: подписание договора, проведение платежа, выбор логистики и другие нюансы. Отраслевые маркетплейсы, как правило, создаются профессионалами из конкретной индустрии.

Так, представители маркетплейcа нефтепродуктов OPEN OIL MARKET уверены, что в их сфере необходимо учитывать особенность товара: "Топливо является опасным грузом, относится к классу легковоспламеняющихся опасных продуктов, поэтому их транспортировка требует высокой квалификации от перевозчиков, хранение и отгрузка нефтепродуктов мелким оптом так же специфичный процесс".

Компании, которые решаются на создание маркетплейса по продаже промышленной продукции, тщательно подходят не только к разработке самого продукта, но и к организации всей инфраструктуры от передачи и хранения данных, платежной системы до системы проверки своих партнеров. Серьезное внимание уделяется клиентскому сервису: площадка, являясь гарантом безопасной сделки, зачастую берет на себя функцию урегулирования споров. Последний пункт опять же демонстрирует ответственный подход к рыночным процессам и желание помочь обеим сторонам усилить эффективность бизнеса.

В заключение хочется отметить, что у отраслевых маркетплейсов еще долгий путь к тому, чтобы убедить бизнес в том, что онлайн-платформы это безопасно и удобно, и чтобы сделать рынки более прозрачными, а конкуренцию между поставщиками более честной. Тем не менее, те, кто сейчас осваивает онлайн-каналы продаж, уже на шаг впереди своих конкурентов и демонстрирует лидерство на рынке.

Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.