Есть ли шанс у отраслевых маркетплейсов?

Игорь Бахарев

Про развитие маркетплейсов, их возможности для бизнеса и их вклад в развитие рынка электронной коммерции активно говорят несколько лет. В понимании широкой аудитории маркетплейсы — это площадки, где можно купить товары в розницу. Тем не менее в России наблюдается тренд на создание таких же онлайн каналов, но для юридических лиц и для покупки оптом для нужд производства, строительства и других крупных бизнесов. Производители и поставщики нефтепродуктов, аграрного сектора и даже металлургии осваивают новые каналы продаж онлайн, и, кажется, настроены на трансформацию процессов сбыта и на клиентоориентированность.

Действительно ли у отраслевых онлайн-площадок есть шансы стать столь же популярными, что и у сайтов, где потребители покупают товары ежедневного спроса.

Стоит сразу отметить, что подобные маркетплейсы, о которых говорилось выше, отличаются от бирж. Ключевое отличие в том, что на них не проводят торги. По сути, маркетплейс — это некий оператор по поиску товара, покупке и сопровождению сделки. Для поставщиков продукции он является каналом онлайн-продаж, поиска новых клиентов и инструментом автоматизации процессов.

Возникает резонный вопрос, чем же не устраивают те же биржи или интернет-магазины крупных торговых домов или трейдеров. Ответ кроется в том, что сегодня клиент, даже если это юридическое лицо, хочет выбирать не из одного-двух вариантов, а получить доступ к большему количеству предложений, убедиться в прозрачности и безопасности продавца и оптимизировать ресурсы временные и материальные.

"Скорость принятия решений в сегменте b2b намного ниже, чем в b2c, здесь практически нет эмоциональных покупок, а горизонт планирования намного больше, чем в рознице. При этом волатильность на рынке металлургии, например, достаточно высокая. Стремясь к более эффективным закупкам, компании ответственно подходят к выбору поставщиков. Важно обращать внимание на опыт работы на рынке, ценообразование и клиентоориентированность",— комментирует представитель металлургического маркетплейса "Платферрум".

Именно маркетплейсы в чистом виде, где представлена продукция от разных поставщиков, могут обеспечить доступ ко всем возможностям рынка. Некоторые онлайн-площадки устроены так, что позволяют отслеживать колебание цен и формировать аналитику по рынку.

Разумеется, что не во всех отраслях и поставщики, и покупатели готовы перейти в онлайн-продажи. В целом, степень проникновения e-commerce в b2b сегменте намного ниже, чем в рознице. На это оказывает влияние ряд факторов, в том числе низкая автоматизация закупок и действие старых паттернов поведения как привычка обо всем договариваться по телефону.

"E-commerce в агропромышленном комплексе, как и в любой другой крупной отрасли, только начинает развиваться, и мы пока — одни из пионеров. При этом уже наблюдаем, что аграрии активнее стали покупать на маркетплейсе, так как в своей работе в поле ищут сервисы, сравнимые по удобству с хорошо изученными и широко известными b2c-маркетплейсами", — выражает мнение представитель аграрного маркетплейса "Поле.рф".

Появление нишевых онлайн площадок в b2b секторе в целом говорит об интересе к развитию e-commerce в оптовых закупках. К развитию этого сектора подступились и крупные маркетплейсы, такие как Ozon и KazanExpress. В феврале текущего года у второго появилась возможности для покупателей-юрлиц.

У оптовиков высокие чеки и высокая зависимость от поставки. Например, если арматура не придет вовремя, то будут сорваны сроки строительства. При этом от момента принятия решения о покупке до непосредственного получения самого товара есть ряд важных процедур: подписание договора, проведение платежа, выбор логистики и другие нюансы. Отраслевые маркетплейсы, как правило, создаются профессионалами из конкретной индустрии.

Так, представители маркетплейcа нефтепродуктов OPEN OIL MARKET уверены, что в их сфере необходимо учитывать особенность товара: "Топливо является опасным грузом, относится к классу легковоспламеняющихся опасных продуктов, поэтому их транспортировка требует высокой квалификации от перевозчиков, хранение и отгрузка нефтепродуктов мелким оптом так же специфичный процесс".

Компании, которые решаются на создание маркетплейса по продаже промышленной продукции, тщательно подходят не только к разработке самого продукта, но и к организации всей инфраструктуры от передачи и хранения данных, платежной системы до системы проверки своих партнеров. Серьезное внимание уделяется клиентскому сервису: площадка, являясь гарантом безопасной сделки, зачастую берет на себя функцию урегулирования споров. Последний пункт опять же демонстрирует ответственный подход к рыночным процессам и желание помочь обеим сторонам усилить эффективность бизнеса.

В заключение хочется отметить, что у отраслевых маркетплейсов еще долгий путь к тому, чтобы убедить бизнес в том, что онлайн-платформы это безопасно и удобно, и чтобы сделать рынки более прозрачными, а конкуренцию между поставщиками более честной. Тем не менее, те, кто сейчас осваивает онлайн-каналы продаж, уже на шаг впереди своих конкурентов и демонстрирует лидерство на рынке.

Материал по теме

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Материал по теме

В АКИТ оценили число маркетплейсов в России

Материал по теме

Zara и Uniqlo стали самыми популярными брендами одежды при трансграничных заказах: аналитика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Сотрудники Wildberries получили право оспаривать отзывы

 Wildberries ввел новую функцию, позволяющую сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оспаривать негативные отзывы клиентов. Теперь, если покупатель поставил "1", "2" или "3" без комментария или с неконстр...

Будущее онлайн-продаж алкоголя в США: последствия закрытия Drizly

В конце марта компания Uber окончательно закрыла сервис Drizly, специализировавшийся на доставке алкоголя. Сейчас на рынке, который лишился основного игрока, начался передел. Кто станет новым лидером, неп...

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Пиарщики Fasion-компании Revolve умудрились на пустом месте вызвать огромную протестную волну топ-блогеров после фестиваля Stagecoach. Вместе с экспертом Марией Заикиной разбираемся, что произошло и как сто...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.