Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Игорь Бахарев

Недавно команда Data Insight представила свой традиционный ежегодный отчет "Интернет-торговля в России 2025". Основатель eCompass Capital, глава наблюдательного совета WEE, бывший коммерческий директор "Яндекс Маркета" Евгений Щепелин проанализировал цифры из этого отчёта.

Эксперты Data Insight приходят к выводу, что рынок eCommerce замедляется. В заказах объём рынка показал рост по сравнению с 2023 годом в 45% (до 6,8 млрд заказов), в то время как в 2023 году рост был 69%. Объем рынка в рублях вырос на 39% и в 2024 году достиг 11,2 трлн рублей.

Щепелин согласен с тем, что рынок замедляется, но подчёркивает, что потенциал роста ещё есть: в ближайшие годы он сохранит двузначные темпы, особенно на фоне высокой инфляции.

"Рост замедляется - я об этом говорил давно. Но при двузначной инфляции и рост будет двузначный", - отмечает эксперт. Его прогноз: маркетплейсы в 2025 году вырастут на 30%, но за "красивыми" цифрами будет стоять инфляция.

Что касается 6,8 млрд заказов, динамика, по мнению Щепелина, коррелирует с денежным ростом. Средний чек снижается незначительно (до 1 650 рублей), так как маркетплейсы уже контролируют почти 90% заказов, и их доля растёт медленнее.

Особый акцент эксперт делает на eGrocery (онлайн-продажи еды): этот сегмент, по его мнению, "ракета". Несмотря на 47%-ный рост (до 1,2 трлн рублей), он всё ещё отстаёт от других категорий. Щепелин прогнозирует, что через 3-4 года доля онлайн-продуктов достигнет 40-50%, а главными драйверами станут те, кто уже покупает в интернете, но не еду.

Отдельно он выделяет рост числа продавцов - к сентябрю 2024 их было 500 тыс., и тренд продолжится, хотя темпы в 2025 замедлятся. Маркетплейсы остаются основной точкой входа в eСommerce для малого бизнеса. 

Наконец, Щепелин обращает внимание на связь онлайн-торговли с макроэкономикой: рост eСommerce зависит от ВВП и потребительских расходов (РТО), то есть, в первую очередь, от инфляции.

"ВВП страны уже превысил 200 трлн рублей (был 170 по итогам прошлого года), а РТО вырос с 47 до 56 трлн. Онлайн-торговля заняла 11,2 трлн из 56 - вот и получаем долю eСommerce в экономике России: 20% всех трат уже происходят в онлайне. Средний чек будет снижаться по мере роста доли заказов еды - особенно если в корзину так и не разрешат добавлять алкоголь", - пишет эксперт.

photo_2025-05-23_02-55-34.jpg

Таким образом, Щепелин подтверждает основные выводы отчёта, но акцентирует: за цифрами стоит инфляция, а будущий рост eСommerce будет зависеть от макроэкономики и поведения уже сложившейся аудитории онлайн-покупателей.

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

 Ozon расширил на регионы сервис доставки товаров "по клику курьером". Услуга, ранее доступная в Москве, стала работать во всех городах присутствия сервиса Ozon Fresh. Новый формат позволяет покупате...

Как создать интернет-магазин в Telegram Mini App: инструкции и кейсы

Если раньше Telegram воспринимался как альтернатива WhatsApp, то сейчас это платформа с большим набором функций. Одна из них — Mini Apps, которая позволяет создать магазин внутри мессенджера, где пользователи м...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.