Россияне активно переходят на маркетплейсы: офлайн-продажи косметики и одежды сократились на треть

Игорь Бахарев
Аналитики МТС Банка изучили изменения в потребительских расходах россиян весной 2024 и 2025 годов. Согласно результатам исследования, основанном на обезличенных данных по банковским картам, количество покупок на маркетплейсах за год выросло на 22%, тогда как в офлайн-магазинах косметики, одежды и других категорий товаров продажи значительно сократились.
В марте—апреле 2025 года средний чек на маркетплейсах снизился на 9% и составил 1710 рублей. При этом в офлайн-ритейле зафиксировано резкое падение количества транзакций. Наибольшее снижение — на 38% — отмечено в магазинах косметики, где средний чек, однако, вырос на 28% до 2240 рублей. В обувных магазинах число покупок сократилось на 29%, а в магазинах одежды — на 24%. Средний чек на обувь увеличился на 3% (4220 рублей), тогда как на одежду снизился на 16% (3300 рублей).
Аналогичная тенденция наблюдается в сегменте электроники и бытовой техники: количество транзакций уменьшилось на 24% и 23% соответственно, при этом средний чек вырос на 20% (5160 рублей) и 5% (8490 рублей). В магазинах товаров для дома число покупок сократилось на 13%, а средний чек — на 8% (2220 рублей).
Эксперты связывают этот тренд с ростом популярности российских косметических и fashion-брендов, которые активно развиваются на маркетплейсах. Покупатели ценят удобство и широкий ассортимент таких площадок, включая доступ к продукции ушедших с российского рынка международных марок.
При этом аналитики подчеркивают, что маркетплейсы не являются прямыми конкурентами традиционным ритейлерам, а служат для них дополнительным каналом сбыта. Крупные продавцы используют эти площадки для рекламных кампаний и акций, а покупатели чаще выбирают проверенных продавцов, даже готовы переплачивать за надежность.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте