Алкогольной витрине на "Маркете" грозит блокировка?

Игорь Бахарев
Росалкогольрегулирования может потребовать блокировки каталога алкогольных напитков сервиса "Яндекс.Маркет". Это произойдёт в том случае, если площадка откажется выполнять предостережения ведомства, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на осведомлённый источник.

Ранее регулятор направил в "Яндекс" официальное обращение, предостерегающее от дистанционной продажи алкогольных напитков. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, в случае неисполнения требований "Яндексу" может грозить штраф в размере 100–300 тыс. рублей.

Почему РАР обратило внимание на "Маркет"?

Как следует из письма РАР, ведомство отреагировало на запрос председателя правления Республиканского юридического общества Александра Хаминского. В письме не поясняется, какое отношение он имеет к Росалкогольрегулированию.

В чём суть нарушения?

В пресс-службе РАР подтверждают факт выдачи предостережения "Яндекс.Маркету": "Организация должна устранить нарушения и уведомить об этом РАР".

Между тем, как говорит источник РИА Новости, признаками нарушения в ведомстве считают "размещённую на сайте информацию об алкогольной продукции, цене, контактных данных продавца и способе доставки". Какое отношение размещение подобной информации имеет к дистанционной продаже алкоголя, не сообщается.

Директор по продажам и торговому маркетингу группы компаний Simple Юрий Ушаров рассказывает, что модель call & collect (когда можно забронировать товар и забрать самому) позволяет потребителю заранее узнать, что есть в конкретном магазине, изучить цену товара и принять решение о резерве. Для магазинов это источник трафика, указал он. Но эта модель не имеет отношения к легализации онлайн-торговли.

Рекламная составляющая

Хаминский подал сразу несколько жалоб на "Маркет" в разные органы. В частности, он обратился в Генпрокуратуру, ФАС и РАР. Суть жалобы - "Яндекс.Маркет" выступает "в качестве рекламной площадки", поскольку у компании нет лицензии на продажу алкоголя. Реклама алкоголя в интернете запрещена законодательно.

При этом Генпрокуратура пока не предоставила ответ, а ФАС не нашла нарушений в работе площадки, отметив, что информация о продаже алкогольной продукции на "Яндекс.Маркете" представляет собой "справочные сведения" и не подпадает под закон "О рекламе".

Мнение "Яндекса"

По словам представителя компании Полины Упитис, размещаемая на " Маркете" информация не содержит предложений о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом и не нарушает предусмотренные законодательством требования. По ее словам, "Яндекс.Маркет" пока не получал предостережение от РАР.

Легльна ли продажа алкоголя через онлайн?

В нашей стране действует запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, а также в отсутствии соответствующей лицензии. Такие ограничения устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". 

Согласно ст. 492 ГК РФ розничной купле-продажей является договор, по условиям которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. 

Легальны ли "алкогольные" витрины в России?

Да. В январе российские депутаты отклонили законопроект, вносящий изменения в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Документ в июне 2017 года внёс работавший тогда членом Совета Федерации Антон Беляков. Депутат предполагал запрет на "использование информационно-телекоммуникационных сетей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, для демонстрации реализуемой алкогольной продукции".

Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы "Гин и партнеры": "Размещая соответствующую информацию о стоимости товара Яндекс-Маркет под каждым объявлением указывает контакты непосредственного продавца. То есть договор купли-продажи будет заключаться не с Яндексом непосредственно, а с совершенно иной организацией. 
По условиям размещенных объявлений приобретение алкоголя возможно только на условиях самовывоза, который предполагает личную явку покупателя по адресу продавца для приобретения товара". 

Таким образом, подобная конструкция сама по себе исключает возможность дистанционной продажи. Кроме того, Яндекс не является собственником указанной продукции и не обладает правом по ее распоряжению, соответственно, не может размещать какие-либо предложения в части ее продажи. 

"Яндекс-Маркет выступает только площадкой, предоставляющей информацию о продукции, ее стоимости и возможности приобретения у определенных продавцов. Не более того. 
Отнести данную информацию к рекламе также нельзя, поскольку отсутствует привлечение внимания к определенной продукции как основания цель рекламы, что подтвердил ФАС. 
С моей точки зрения, вынесение предупреждения РАР не обосновано. Яндекс имеет право (и это стоит попробовать) оспорить акт ведомства в судебном порядке", - добавляет Тюрина.

Стороны конфликта

Витрина алкогольной продукции на "Маркете". 11 декабря "Яндекс.Маркет" запустил раздел с ценами на алкогольную продукцию. С помощью этого каталога пользователи могут сравнивать цены на напитки и узнавать об их наличии в различных магазинах.
В каталоге доступны пиво, вино и шампанское, а также коньяк, виски и другие крепкие алкогольные напитки. Осмотреть ассортимент пользователь сможет только после того, как подтвердит, что он старше 18 лет.Товары можно расположить в зависимости от цены или пользовательского рейтинга и отзывов, как и другие продукты на "Яндекс.Маркете". В предложениях продавцов нет ссылок на их сайты - только номера телефонов, позвонив по которым, можно узнать, в какой точке продаж есть нужный товар. В части магазинов товар по телефону можно будет забронировать. 

Александр Хаминский - российский общественный деятель и юрист. На личной странице Хаминского в Википедии приводится значительный ряд его должностей и сфер деятельности. В частности, он основал общественную организацию "Республиканское общество защиты прав потребителей", общество "Научно-диагностический центр клинической психиатрии" и "Московское общество психиатров". Также Хаминский является главным редактором журналов "Москва - Тель-Авив" и журнала о жизни звёзд "АХ!". Кроме того, он является членом Общественного совета при Главном управлении МВД России по городу Москве.
Материал по теме

Российские маркетплейсы зафиксировали бум спроса на люкс

Материал по теме

Яндекс Маркет расширяет программу верификации товаров

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру выводит 160 тысяч товаров на Яндекс Маркет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Восточная Европа стала драйвером роста европейского eСommerce

Оборот рынка B2C электронной коммерции в Европе вырос на 7% за год и достиг 819 миллиардов евро. Отраслевые ассоциации eCommerce Europe и EuroCommerce ожидают аналогичный рост и в текущем году. Номинальный ...

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

Easy Commerce (технологический партнер Okkam) представил ежегодный E-commerce Placement Ranker в категории FMCG, выделив ключевые драйверы роста и площадки-лидеры по эффективности продвижения. Российс...

Осенние распродажи 2025: скидки до 84% и новые тренды выгодных покупок

Сезон осенних распродаж 2025 года подтвердил устойчивую тенденцию к крупным скидкам. Мегамаркет изучил, как менялись привычки покупателей в октябре-ноябре от года к году и какие товары выгоднее всего приобре...

Старшее поколение России активнее осваивает онлайн-покупки

Все больше россиян старшего возраста осваивают онлайн-покупки. "Т-Банк" и Mediascope параллельно вышли со своими исследованиями на эту тему. Данные показывают очевидный тренд: аудитория 55+ стала активнее до...

Акции на маркетплейсах как необходимость: как получить от них максимум

Акции на маркетплейсах сегодня – это уже базовое правило игры. Если не участвуете, ваши товары просто теряются на фоне акционных карточек конкурентов. Но парадокс в том, что покупатели, засыпанные перманентн...

Банки предложили запретить скидки маркетплейсов

Банки наносят ответный удар. Главы Сбера, ВТБ, Т-банка, Альфы и Совкомбанка выступили единым фронтом против маркетплейсов. Она возмутились неожиданной критикой комитета Госдумы по финансовому рынку идеи зап...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.