Алкогольной витрине на "Маркете" грозит блокировка?

Игорь Бахарев
Росалкогольрегулирования может потребовать блокировки каталога алкогольных напитков сервиса "Яндекс.Маркет". Это произойдёт в том случае, если площадка откажется выполнять предостережения ведомства, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на осведомлённый источник.

Ранее регулятор направил в "Яндекс" официальное обращение, предостерегающее от дистанционной продажи алкогольных напитков. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, в случае неисполнения требований "Яндексу" может грозить штраф в размере 100–300 тыс. рублей.

Почему РАР обратило внимание на "Маркет"?

Как следует из письма РАР, ведомство отреагировало на запрос председателя правления Республиканского юридического общества Александра Хаминского. В письме не поясняется, какое отношение он имеет к Росалкогольрегулированию.

В чём суть нарушения?

В пресс-службе РАР подтверждают факт выдачи предостережения "Яндекс.Маркету": "Организация должна устранить нарушения и уведомить об этом РАР".

Между тем, как говорит источник РИА Новости, признаками нарушения в ведомстве считают "размещённую на сайте информацию об алкогольной продукции, цене, контактных данных продавца и способе доставки". Какое отношение размещение подобной информации имеет к дистанционной продаже алкоголя, не сообщается.

Директор по продажам и торговому маркетингу группы компаний Simple Юрий Ушаров рассказывает, что модель call & collect (когда можно забронировать товар и забрать самому) позволяет потребителю заранее узнать, что есть в конкретном магазине, изучить цену товара и принять решение о резерве. Для магазинов это источник трафика, указал он. Но эта модель не имеет отношения к легализации онлайн-торговли.

Рекламная составляющая

Хаминский подал сразу несколько жалоб на "Маркет" в разные органы. В частности, он обратился в Генпрокуратуру, ФАС и РАР. Суть жалобы - "Яндекс.Маркет" выступает "в качестве рекламной площадки", поскольку у компании нет лицензии на продажу алкоголя. Реклама алкоголя в интернете запрещена законодательно.

При этом Генпрокуратура пока не предоставила ответ, а ФАС не нашла нарушений в работе площадки, отметив, что информация о продаже алкогольной продукции на "Яндекс.Маркете" представляет собой "справочные сведения" и не подпадает под закон "О рекламе".

Мнение "Яндекса"

По словам представителя компании Полины Упитис, размещаемая на " Маркете" информация не содержит предложений о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом и не нарушает предусмотренные законодательством требования. По ее словам, "Яндекс.Маркет" пока не получал предостережение от РАР.

Легльна ли продажа алкоголя через онлайн?

В нашей стране действует запрет на розничную продажу алкоголя дистанционным способом, а также в отсутствии соответствующей лицензии. Такие ограничения устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". 

Согласно ст. 492 ГК РФ розничной купле-продажей является договор, по условиям которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. 

Легальны ли "алкогольные" витрины в России?

Да. В январе российские депутаты отклонили законопроект, вносящий изменения в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Документ в июне 2017 года внёс работавший тогда членом Совета Федерации Антон Беляков. Депутат предполагал запрет на "использование информационно-телекоммуникационных сетей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, для демонстрации реализуемой алкогольной продукции".

Александра Тюрина, старший юрист юридической фирмы "Гин и партнеры": "Размещая соответствующую информацию о стоимости товара Яндекс-Маркет под каждым объявлением указывает контакты непосредственного продавца. То есть договор купли-продажи будет заключаться не с Яндексом непосредственно, а с совершенно иной организацией. 
По условиям размещенных объявлений приобретение алкоголя возможно только на условиях самовывоза, который предполагает личную явку покупателя по адресу продавца для приобретения товара". 

Таким образом, подобная конструкция сама по себе исключает возможность дистанционной продажи. Кроме того, Яндекс не является собственником указанной продукции и не обладает правом по ее распоряжению, соответственно, не может размещать какие-либо предложения в части ее продажи. 

"Яндекс-Маркет выступает только площадкой, предоставляющей информацию о продукции, ее стоимости и возможности приобретения у определенных продавцов. Не более того. 
Отнести данную информацию к рекламе также нельзя, поскольку отсутствует привлечение внимания к определенной продукции как основания цель рекламы, что подтвердил ФАС. 
С моей точки зрения, вынесение предупреждения РАР не обосновано. Яндекс имеет право (и это стоит попробовать) оспорить акт ведомства в судебном порядке", - добавляет Тюрина.

Стороны конфликта

Витрина алкогольной продукции на "Маркете". 11 декабря "Яндекс.Маркет" запустил раздел с ценами на алкогольную продукцию. С помощью этого каталога пользователи могут сравнивать цены на напитки и узнавать об их наличии в различных магазинах.
В каталоге доступны пиво, вино и шампанское, а также коньяк, виски и другие крепкие алкогольные напитки. Осмотреть ассортимент пользователь сможет только после того, как подтвердит, что он старше 18 лет.Товары можно расположить в зависимости от цены или пользовательского рейтинга и отзывов, как и другие продукты на "Яндекс.Маркете". В предложениях продавцов нет ссылок на их сайты - только номера телефонов, позвонив по которым, можно узнать, в какой точке продаж есть нужный товар. В части магазинов товар по телефону можно будет забронировать. 

Александр Хаминский - российский общественный деятель и юрист. На личной странице Хаминского в Википедии приводится значительный ряд его должностей и сфер деятельности. В частности, он основал общественную организацию "Республиканское общество защиты прав потребителей", общество "Научно-диагностический центр клинической психиатрии" и "Московское общество психиатров". Также Хаминский является главным редактором журналов "Москва - Тель-Авив" и журнала о жизни звёзд "АХ!". Кроме того, он является членом Общественного совета при Главном управлении МВД России по городу Москве.
Материал по теме

Яндекс Маркет расширяет складскую сеть в Подмосковье

Материал по теме

Маркет расширяет возможности для продавцов

Материал по теме

"Яндекс Маркет" отказывается от приема наличных в ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

Российские блогеры все активнее переходят на партнерский маркетинг с маркетплейсами, поскольку традиционные рекламные бюджеты сокращаются. По данным платформы "Такпродам", в 2025 году более 35% партнерских ...

Роспатент рассмотрит заявку на регистрацию торговой марки Wildman от Wildberries

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) приняла к рассмотрению заявку на регистрацию новой торговой марки Wildman. Заявитель в базе ведомства не указан, однако представитель компани...

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

Несмотря на пессимистичные настроения, у российских брендов есть окно возможностей, в том числе в выходе в офлайн. Однако это несет определенные риски. Такое заявление сделал CEO компании Lamoda Максим Гриш...

Ozon изменил комиссии: продавцы боятся роста расходов

С 1 июня 2024 года маркетплейс Ozon вводит новые тарифы для продавцов. Основные изменения коснулись тарифа "Эконом": стоимость последней мили сократилась, но при этом значительно выросли комиссии за продажу...

ФАС усилит контроль за ценами на маркетплейсах

Премьер-министр Михаил Мишустин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активнее выявлять "необоснованное завышение цен" в онлайн-торговле. На встрече с главой ведомства Максимом Шаскольским ...

Fix Price наращивает онлайн-продажи

Сеть магазинов Fix Price зафиксировала рост онлайн-продаж в России на 27% в годовом выражении по итогам первого квартала 2025 года. Несмотря на то, что основную выручку компания получает от офлайн-магазинов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.