"Самокат" свернул эксперимент с премиальной доставкой

Игорь Бахарев
Сервис доставки "Самокат" закрыл свой премиальный проект. Это произошло через полгода после его запуска.

Проект предлагал элитную доставку из четырех центров в центре Москвы. Для него нанимали курьеров с идеальным русским языком. Они работали на электровелосипедах. Им платили серьезные надбавки. За один заказ курьер получал почти столько же, сколько обычный курьер в небольшом городе за целый час. В каждом центре также работал отдельный комплектовщик. Он перепроверял собранные заказы.
Набор в подразделение был только для избранных. Менеджеры предлагали "повышение" курьерам с четырех конкретных точек. Это центры на Ломоносовском проспекте, в Подсосенском переулке, на Большой Полянке и Троицкой улице.

Проект не стал успешным. Причины закрытия официально не называются. Управляющий партнер компании "Директфуд" и эксперт в области eGrocery Мстислав Воскресенский считает, что могли быть проблемы с прибыльностью модели.
В настоящее время, напоминает эксперт, во всех странах рынок eGrocery испытывает трансформацию, сравнимую разве, что со знаменитым кризисом dot.com, случившимся в 2000 году. Но на этот раз причины другие. К счастью, уже никто не сомневается в возможности и желании клиента заказывать онлайн продукты питания. Но появились новые вопросы - а можно ли на этом рынке зарабатывать и как это сделать?
Как точно отметил бывший глава Tesco.com Ken Towle, eGrocery "открывает фантастические возможности для покупателей". Однако поиск эффективной и экономически обоснованной бизнес-модели всё ещё продолжается, и "картина ещё не полностью сформирована".
На этой неделе третий по объёму онлайн-продаж продуктов питания игрок американского рынка, розничная сеть Kroger, разорвала многолетний контракт с Ocado Solutions, остановила работу уже построенных роботизированных CFC (client fulfillment centers) и отказалась от строительства новых. Компания переходит на модель сборки заказов в магазинах, а доставку будет осуществлять DoorDash. Такое решение не только обвалило акции Ocado на 17%, но и поставило под сомнение будущее компании.
"Повсеместно бизнес-модель Q-Commerce стремительно вытесняет с рынка Big Basket, и это только начало. В России, например, по данным Infoline, миссия Big Basket составляет уже менее 10% от общих продаж, и её доля продолжает падать. Вместе с тем мы видим, что развитие Q-Commerce и растущая конкуренция заставляют игроков сокращать время доставки, снижать средний чек до уровня, когда прибыль получить уже невозможно. И это замкнутый круг", - поясняет Воскресенский.
Сейчас ритейлеры пытаются выбраться из него, придумывая всё новые и новые проекты. Не исключением стал и "Самокат", которые ранее открывал и закрывал раздел формата "жёсткий дискаунтер" под названием "Выгодно", начал продавать "тяжёлый люкс" и бытовую технику, добавил в ассортимент товары из категорий "Товары для дома", "Одежда", "Электроника", "Всё для хобби", "Книги" и других. Компания готовится к запуску пунктов выдачи заказов (ПВЗ), пытается создавать private label c элементами wow-эффекта и многое другое. Деньги на такие эксперименты есть - всё оплачивает Сбер, но вот только результата такие усилия пока не дают.
"Скорее всего, уже в ближайшие годы мы увидим самое драматическое развитие событий. Инвесторы зададут вопрос о прибыльности проекта - и не только "Самокату" - а на него пока ответа нет ни у кого", - заключает Воскресенский.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте