Sapato и немного нервно: за кулисами истории eCommerce проекта

Игорь Бахарев

Интернет-магазин Sapato.ru был запущен в июне 2010 года фондом Fast Lane Ventures, при поддержке венчурного фонда eVenture Capital Partners, компании Direct Group и инвестиционного холдинга AB Kinnevik. Для проекта использовали бизнес-модель  американского обувного интернет-магазина Zappos.

15 февраля 2012 года Ozon сообщил о закрытии сделки по приобретению Sapato. С весны 2011 года Ozon начинал продавать обувь, выходя на новый для себя рынок. Но после сделки в компании сообщили, что ассортимент передадут под управление команды Sapato. "Самостоятельно развивать еще одну экспертизу бессмысленно", — объясняла Маэль Гавэ. 

Внутри: Перед покупкой Oзона у Sapato были не очень хорошие времена, и возможность продаться крупному онлайн-ритейлеру стала удобным способом решить проблемы. Для каждой из сторон тогда это было выгодно и интересно. Однако те сотрудники, кто застали этот переход, отмечали, что Sapato сильно изменилось после приобретения Озоном.

В конце января 2013 года из-за принципиальных разногласий с акционерами компании по вопросам дальнейшего развития Sapato.ru Маттье Ланнегранд покинул свою должность. Исполняющим обязанности гендиректора была назначена Татьяна Саблина.

Внутри: Частично это было связано с отношением руководства к сотрудникам. Например, при первом генеральном директоре Sapato [Маттье Ланнегранд] все не уходили домой, пока работа не будет выполнена – до результата. В дальнейшем, при Саблиной, напор снизился, маркетинговые бюджеты стали увеличиваться.

Из интервью М. Ланнегранда: «Мы ориентированы на результат.  У нас в компании всегда можно откровенно поговорить друг с другом. У меня, например, нет отдельного кабинета, я работаю в  open space вместе с другими сотрудниками и чувствую себя чудесно. Я не согласен с тем, что открытые отношения мешают бизнесу. Мой опыт доказывает обратное. Когда все честно, все гораздо проще».

sapato facebook

Источник

Внутри: Первый звоночек появился, когда убрали Татьяну Саблину в начале 2014 года. Тогда поставили нового директора – Алексея Никонорова, который должен был вывести Sapato в плюс. Был сделан акцент на формате близком к Wildberries и Lamoda и конкурировании с ними по акциям, без работы с наценкой и увеличения маржинальности от продажи товаров. И скорее всего, на мой взгляд, из-за таких непонятных спонтанных акций Sapato и начало работать в минус.

После получения инвестиций летом 2014 года у сотрудников был 2-х месячный всплеск энтузиазма, активного придумывания идей по развитию проекта  и веры в то, что Sapato выкарабкается.

sapato facebook 2

Источник

Так, в начале лета 2014 года сообщили о старте проекта по прямым продажам одежды на Sapato.

Внутри: Маркетинговые инициативы одобрялись, бюджеты все были расписаны и согласованы. Запускали наружную рекламу, включая транспорт. Планировали телевизионную (не пошла). Было открыто огромное количество закупок, например, приобрели бразильскую коллекцию (от которой потом пришлось избавиться, так как она оказалась не нужной). Впоследствии велась большая работа с поставщиками: кому-то заплатили штрафы, с кем-то договорились о возврате товара.

Показатели продаж в целом не падали – держались «на уровне». А затем кто-то из коллег уже начал понимать, к чему все движется. И люди стали уходить. Другие специалисты, несмотря на такое понимание, продолжали держаться до последнего.  

В ноябре 2014 года появилась новость о переходе Sapato на модель маркетплейса и назначении нового директора Sapato.

Внутри: В ноябре 2014 года мы узнали, что генерального директора снимают с должности, и ставят нового исполняющего обязанности – руководителя IT-отдела. Естественно, когда ты видишь, что на руководящую позицию приходит человек изнутри и без опыта управления компанией, то становится ясно, что дело идет к закрытию. После этого не проводилось никаких маркетинговых активностей, отключались дорогостоящие каналы, все «чистилось». Попутно велась огромная работа по переходу на маркетплейс. Все происходило как-то скукоженно и быстро.

После того, как было принято решение о превращении в маркетплейс, нам надо было до конца 2014 года продать весь сток. Запустили ряд акций (например, «-80%»). Была задача «слить все». Что не получилось – постарались перепродать. Долго искали покупателей на остатки. Озон по своим причинам не мог оставить товары у себя, потому что до конца так и не научился работать с обувью на своем складе.

В конце 2014 года начались сокращения (по соглашению сторон). Все было сделано честно и правильно, чтобы никого не обидеть и расстаться на дружеской ноте. Многие до сих пор общаются и помогают друг другу. Sapato – один из самых дружных проектов, в котором довелось работать.

Маэль Гавэ настаивала на модели маркетплейса для Sapato, но не смогла убедить инвесторов.

В этот же момент происходил переход некоторых категорийных менеджеров в Озон – компания начала работать с обувью, как с отдельной своей категорией, размещала  товары свои товары на площадке Sapato.ru. И с января 2015 года два категорийщика уже работали в Oзоне, а кто-то отказался. Сотрудникам Sapato предлагали также перейти в О-Курьер, Озон.Тревел,  и некоторые специалисты туда ушли.

Ozon решил отказаться от торговли обувью и одеждой на Sapato.ru в конце 2014 года, сосредоточившись на собственной площадке. Маэль Гавэ объясняла это стремлением сэкономить на издержках, объединив закупки товара с обработкой заказов и одновременно увеличив ассортимент.

Внутри: К январю 2015 года сотрудников  в компании стало в 2-3 раза меньше. И тогда же в январе 2015 Sapato выставили на продажу. Интерес проявили разные компании, однако, переговоры шли долго.

Спустя три года после покупки Ozon продала Sapato компании KupiVip в конце апреля 2015 года. Причина продажи — «дублирование проектов в рамках одной группы компаний», отметил генеральный директор Ozon Дэнни Перекальски. Долговые обязательства к KupiVIP не переходят, уточнил генеральный директор KupiVIP Владимир Холязников.  А также отметил, что Sapato.ru станет работать как полноценный и обособленный онлайн-магазин, и будет использовать инфраструктуру KupiVIP для закупки, обработки и доставки товаров.

Внутри: Полагаю, для KupiVip покупка представляла ценность из-за хорошей базы подписчиков (живого ценного актива Sapato), а также возможности «сливать» сток на отдельной площадке известного бренда.

К моменту полного оформления продажи от коллектива (по слухам) осталось  4 человека.   

Подготовила Елена Абашева, E-pepper.ru

Материал по теме

Ozon продает Sapato.ru интернет-магазину KupiVIP

Материал по теме

Sapato прекращает продажи своего товара и становится маркетплейсом

Материал по теме

Инсайд: Sapato.ru становится маркетплейсом (+ комментарий представителя)

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

current-theme

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

current-theme

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

current-theme

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

current-theme

B2B+B2C: как объединить два рынка в одной eСommerce-платформе

current-theme

Рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов: ключевые изменения в 2024 году

current-theme

Распаковки набирают популярность: как видео влияют на покупки россиян

current-theme

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

current-theme

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

current-theme

Персональные данные: особенности работы в 2025 году

current-theme

Что действительно влияет на продажи на маркетплейсах: аналитика Easy Commerce

current-theme

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

Актуальное сейчас

Блогеры все чаще зарабатывают на рекламе товаров с маркетплейсов

Российские блогеры все активнее переходят на партнерский маркетинг с маркетплейсами, поскольку традиционные рекламные бюджеты сокращаются. По данным платформы "Такпродам", в 2025 году более 35% партнерских ...

Роспатент рассмотрит заявку на регистрацию торговой марки Wildman от Wildberries

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) приняла к рассмотрению заявку на регистрацию новой торговой марки Wildman. Заявитель в базе ведомства не указан, однако представитель компани...

Максим Гришаков (Lamoda) о перспективах российского онлайн-рынка fashion

Несмотря на пессимистичные настроения, у российских брендов есть окно возможностей, в том числе в выходе в офлайн. Однако это несет определенные риски. Такое заявление сделал CEO компании Lamoda Максим Гриш...

Ozon изменил комиссии: продавцы боятся роста расходов

С 1 июня 2024 года маркетплейс Ozon вводит новые тарифы для продавцов. Основные изменения коснулись тарифа "Эконом": стоимость последней мили сократилась, но при этом значительно выросли комиссии за продажу...

ФАС усилит контроль за ценами на маркетплейсах

Премьер-министр Михаил Мишустин потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) активнее выявлять "необоснованное завышение цен" в онлайн-торговле. На встрече с главой ведомства Максимом Шаскольским ...

Fix Price наращивает онлайн-продажи

Сеть магазинов Fix Price зафиксировала рост онлайн-продаж в России на 27% в годовом выражении по итогам первого квартала 2025 года. Несмотря на то, что основную выручку компания получает от офлайн-магазинов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.