Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Игорь Бахарев
Современная экономика активно трансформируется под влиянием цифровизации. Все больше бизнесов и процессов выходит в онлайн, что неизбежно меняет потребительские привычки покупателей. Сегодня интернет-покупки это уже не альтернатива офлайн-магазинам, а базовая точка входа. Логистика играет ключевую роль в интернет-торговле, поскольку именно от скорости доставки товаров зависит успешность ритейлеров. О том, какие меры предпринимают логистические операторы, чтобы наиболее полно отвечать запросам рынка, рассказала Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli.
Регионы растут
Основной тренд последних лет – это рост доли онлайн-заказов в регионах. Если до 2022 года не менее половины всех покупок в интернете приходилось на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, то последние три года более 55% онлайн-заказов приходится на регионы.
В первую очередь, растет доля онлайн-пользователей, люди привыкают совершать покупки в интернете. Во-вторых, для покупателей в регионах интернет-покупки – это не только удобство, но и значительно больший ассортимент. Онлайн-магазины предлагают широкий выбор товаров различных категорий, который значительно превосходит тот, что доступен в традиционных офлайн-точках. Так, наибольший темп прироста количества онлайн-заказов показали Центральный, Приволжский, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Каждый из регионов продемонстрировал увеличение доли интернет-покупок не менее, чем на 5-10% за последние два года.
Доставка в регионы больше не опция, а must-have
В связи с ранее описанным логистическим операторам критически важно осуществлять доставку по всей России. Здесь уже речь идет не про конкурентное преимущество, а про оказание фундаментальной услуги, от которой зависит жизнеспособность бизнеса. Более того, ключевую роль играют сроки доставки.Согласно последнему исследованию Data Insight, главными факторами, влияющими на выбор онлайн-площадки, являются вовсе не ассортимент или известность платформы. Для респондентов оказалась куда важнее скорость доставки, около 37% отметили этот аспект решающим. Чтобы обеспечивать потребителей по всей России оперативной доставкой, логистические компании стали активно расширять сети региональных филиалов.
Так, за последние два года количество областных и районных филиалов ведущих компаний выросло на 42%, а география доставки расширилась более чем на 30%. В частности, с 2022 года Dalli открыла более 50 филиалов как в административных центрах федеральных округов, так и в более мелких городах.
Вариативность форматов доставки как конкурентное преимущество
Новые филиалы, как правило, подразумевают различные форматы получения заказов. За последние годы особой популярность стали пользоваться ПВЗ. Они удобны для покупателей: за заказом можно забежать в любое время по дороге домой или на работу. До недавнего времени доля доставки через пункты самовывоза достигала 85% при доставке непродовольственных товаров.
При внимательном же рассмотрении, мы можем убедиться, что подавляющий рост ПВЗ обусловлен ускоренным ростом маркетплейсов, для которых самовывоз является основным способом доставки. Последние же три года наблюдается увеличение доли курьерской доставки, особенно среди заказов, которые передаются на аутсорс службам доставки.
Таким образом, с 2022 года доля курьерских перевозок увеличилась на 15%. Однако здесь важно учитывать, что даже при доставке заказов до двери потребителям важно иметь возможность примерки. Порядка 44% опрошенных в исследовании Data Insight отметили, что примерка перед покупкой является определяющим аспектом при выборе ритейл-платформы.
Поэтому логистическим компаниям важно учитывать эти данные и предоставлять высокий уровень сервиса для конечных потребителей. Например, Dalli осуществляет доставку до двери конечного получателя, до ПВЗ и в постаматы Это позволяет покупателям выбрать тот способ получения заказов, который наиболее удобен для них.
Подведем итоги
Сегодня логистика перестала быть просто инструментом доставки — она стала ключевым элементом потребительского опыта. Рост онлайн-покупок в регионах и требования к скорости и гибкости доставки заставляют логистические компании адаптироваться и внедрять новые решения. Успех онлайн-ритейлеров теперь во многом зависит не только от ассортимента или цен, но и от эффективности цепочек поставок, способных обеспечить клиентам удобство и надежность.
В таких условиях дальнейшее развитие логистики будет определяться двумя факторами: технологическими инновациями и глубоким пониманием меняющихся запросов потребителей. Компании, которые смогут совместить оперативность, широкий охват и персонализированный сервис, получат значительное преимущество в конкурентной борьбе за лояльность покупателей.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте