Рынок труда в eCommerce: грядут перемены?

Игорь Бахарев
В ближайшие несколько месяцев рынок труда eCommerce ждут серьёзные перемены. С таким заявлением выступил partner B2Basket Сергей Егорушкин. По его мнению, вот-вот в различных крупных начнётся "оптимизация". Многие останутся без работы, многие позиции будут сокращены.

Грядущие изменения эксперт связывает с изменением покупательского поведения и, соответственно, с новым отношением к магазину со стороны потребителей.
"Сейчас те, кто не имеет сложившегося у покупателей опыта покупок в конкретном магазине (а на это влияет и широкий ассортимент, в т.ч) и полностью контролируемой (в идеале своей) последней миле, те стали просто безидейными витринами, скатившимися в ценовые войны", - пишет Егорушкин. Именно в таких магазинах и будут менять команды в первую очередь.
В связи с этим эксперт советует соискателям, у которых "накопилась усталость" от работы, срочно искать новое место.
"Когда на рынок смоет много кандидатов, тогда будет поздно. Для тех, кто не успеет, вариантов будет мало и все так себе. Во-первых, есть риск долго просидеть без работы. Как следствие падение в ЗП, что несколько обрушит уровень ЗП в целом по "больнице". Во-вторых, с конкурса резюме отбор переключится на количество реальных навыков. Придется или больше делать руками, или быстро научиться уметь. В-третьих, насытились смежные отрасли, где ждали с опытом в еком: банки, телеком, фин/фуд/эд/медтехи. Как вариант эволюция в работу с маркетплейсами со стороны мерчанта, но рынок тоже скоро протрезвеет", - прогнозирует он.
Работодателям, в свою очередь, Егорушкин рекомендует научиться понимать кого, зачем и для чего они нанимают.
"Купить звезду с рынка, не объяснить чего хочу и сидеть ждать будет дороже чем обычно. Возможно, придется платить за поиск и отбор кандидатов. Лично у меня был такой кейс: зная заранее отрицание платного поиска, я спросил, сколько компания теряет, пока позиция не закрыта. Оказалось, что 800-1000К в месяц. Кстати, молодцы, быстро посчитали. Так вот, выставленная цена за подбор меньше месячного оклада вызвала негодование. 6-7 месяцев ищут сами, "бесплатно" же", - рассказывает он.
"Согласен. На рыке предстоят серьёзные изменения. Серьёзных вакансий все меньше, роль eCommerce размывается. В последнее время по-настоящему серьёзных кадровых назначений было немного. Например, Леонид Довладбегян, который возглавил eCommerce-направление в "Перекрестке". Это хороший пример, который лишь подтверждает общее правило, сформулированное Егорушкиным", - считает eCommerce-эксперт Алексей Ручкин.

Сооснователь онлайн-университета "Два Сэнсея" София Фридман полагает, что сейчас многие компании пытаются строить бизнес, основываясь на внедрение тех или иных методик и инструментов, забывая о том, что во главе угла надо ставить логику продаж, а именно общение с покупателем.
"Повсеместно я вижу "автоматизацию пустоты" - то есть, применение инструментов без проработки концепции продаж", - говорит она.
По словам Фридман, важная проблема рынка труда в eCommerce в том, что актуальность навыков некоторых топ-менеджеров сейчас стоило бы поставить под сомнение. В реальности менеджеры инхаус часто имеют низкую квалификацию и очень отстают от актуальных проблем рынка. Поэтому кандидатам, которые боятся потерять работу, стоит повышать знания и навыки, смотреть на свои задачи с точки зрения "как бизнесу заработать", а не "куда то деть бюджет" или, что ещё хуже "как сберечь бюджет". Работодателям, в свою очередь, стоит научиться вменяемо ставить задачи сотрудникам.

Быстрый рост рынка eCommerce приводит к возросшим амбициям кандидатов, рассказывала весной в интервью e-pepper.ru руководитель практики Digital/E-commerce и Аналитика Kelly Services Светлана Моталова. По её оценке, средний срок достижения Senior level равен 3 годам, а уровень зарплатных ожиданий выше на 40% медианы рынка.
"Мы видим стремительное увеличение заработных плат за последние два-три года более, чем на 25%. Сокращение средней продолжительности работы связано с мотивацией кандидатов на задачи. Если сотрудник внедрил значимые для компании проекты, то он не готов оставаться только на операционной поддержке. Поэтому через два-три года он снова выходит на рынок и ищет новые амбициозные задачи. На рынке мы наблюдаем возросший интерес кандидатов к проектной работе", - рассказывает эксперт.
Руководитель Antal Digital кадрового агентства Antal Russia Надежда Стяжкина прогнозирует, что рынок постепенно будет трансформироваться. В частности, стоит ждать спроса на руководителей омниканальных продаж и тех, кто может в создать онлайн в офлайновом бизнесе: от металлопроката и автомобильных масел в онлайне, до лакокраски, машин и химического сырья. Кроме того, с прошлого года компании стали больше заботиться о своих показателях, поэтому будет расти спрос на аналитиков по всему сегменту.

А вот те, кто большую часть своего времени находится на бизнес-завтраках, обедах, митапах, конференциях и круглых столах как спикер или участник, ничего хорошего ждать не стоит. Спрос на таких "медиазвёзд" будет падать.
"Потому что пиарить свой бизнес и успех команды, привлекать к себе в команду кадры - это хорошо, а пиарить только себя без существенных успехов своего работодателя за спиной от году к году - это уже дурной тон. Дорога свежим, ярким и постоянно обучающимся карам открыта, здесь безработицы нет", - заключает Стяжкина.
За последние полгода в российский eCommerce пришли дополнительные инвестиции. Спрос продолжает расти. Ценник, соответственно, не будет падать, особенно на "топов", считает Стяжкина. "Война за таланты и война экосистем и маркетплейсов будет мощно создавать героев и низвергать их", - добавляет она.
Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.