Рынок "последней мили": аналитика Data Insight

Игорь Бахарев

В первом квартале 2021 на рынке электронной коммерции было доставлено 290 миллионов посылок, сообщают эксперты Data Insight. Прирост по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 56%. При этом логистические компании в первом квартале 2021 доставили на 25% больше посылок, чем за аналогичный период 2020 года.

По доле заказов и продаж в 2020 году с большим отрывом лидируют Москва и Московская область — суммарно на них приходится 33% всех российских заказов и покупок.

Интересно, что самое большое количество заказов на одного жителя в 2020 году пришлось на Ненецкий автономный округ — в 4 раза больше, чем в Москве.

В подавляющем большинстве регионов (81 из 85) покупатели совершали в 2020 году гораздо больше покупок, чем в прошлом году, но на меньшую сумму. В 69 регионах из 85 средний чек в 2020 году был ниже показателей 2019 года.

ПВЗ и постаматы

Доставка до двери больше всего развита в Москве, однако по количеству ПВЗ на тысячу человек Москва уступает многим городам — за счёт крайне высокой плотности населения. Самым популярным каналом остаётся доставка в ПВЗ и постаматы. Она обходится потребителям дешевле, чем доставка до двери.

По данным Data Insight, за 2020 год общие размеры сети ПВЗ и постаматов выросли на 47%, а суммарное количество точек выдачи, которые предлагают компании, увеличилось на 108% — то есть развиваются не только сети, но и партнёрства между логистическими операторами.

"Трафик в пункты вернулся, и я верю в то, что в обозримом будущем в России будет плюс-минус так же, как сейчас в Европе. То есть через каждые 400-500 метров будет расположена точка выдачи заказов: пункт или локер или какой-то гибридный формат. Так что, думаю, сеть продолжит свое развитие", - говорит директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.

Собственные службы доставки

По оценке Data Insight, доля собственных служб доставки магазинов выросла на 7 п.п. — 71% по сравнению с 64% годом ранее. В первую очередь этот рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wilberries. По итогам первого квартала 2021 года их доля среди собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее была 58%.

"По мере развития логистики для электронной коммерции, чтобы соответствовать вызовам рынка, логистические службы некоторых магазинов были преобразованы в отдельные компании и начали предлагать свои услуги также и другим магазинам, то есть вышли на открытый логистический рынок. Например, Ozon в конце декабря 2020 заявил о том, что готов предоставлять свои логистические услуги другим брендам, а в июле зарегистрировал отдельную компанию Ozon Rocket, которая сконцентрируется на развитии всего логистического направления Ozon", - напоминают исследователи Data Insight.

Процессы, связанные с последней милей, усложняются. Курьерские службы вынуждены брать на себя новые задачи и заниматься дополнительными направлениями деятельности.

Срочная доставка и будущие тренды

В 2020 году вырос спрос на срочную доставку. Это привело к появлению и быстрому развитию новых моделей доставки — доставка в ограниченном радиусе через сеть дарксторов и доставка по клику.

"Всё больше компаний в доставке "последней мили" переходят на доставку за 30-90 минут. По опыту работы в 20+ сегментах E-commerce, мы видим, что как только одна компания в сегменте запускает срочную доставку, её примеру тут же следуют ближайшие конкуренты, а затем и вся отрасль. При этом "пионеры" внедрения экспресс-доставки становятся первыми в сегменте по приросту бизнеса, даже если до этого уступали конкурентам лидирующие позиции", - рассказывает СЕО "Чекбокса" Кирилл Евдаков.

Эксперты выделили ключевые требования интернет-магазина к партнёру по логистике: 1) гибкость и адаптивность, 2) скорость и пунктуальность, 3) наличие дополнительных услуг (примерка, частичные возвраты, доставка в выходные и другие), 4) работа в разных регионах, 5) способность представлять бренд магазина.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.