Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика

Игорь Бахарев

В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей. Доля от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли резко снизилась: с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3.38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции​. Это тоже существенное снижение.

001.jpeg

Ключевые категории в импорте:

·         Одежда и обувь - 42%

·         Смартфоны, планшеты, компьютеры и прочее - 33%

·         Сумки, ремни, аксессуары - 29%

·         Электроника (видео, фото, аудиотехника) - 28%

Безусловным лидером по поставкам товаров в Россию остается Китай. На его долю приходится 98% от общего числа заказов онлайн-импорта. В рублях доля китайских заказов достигла 282 миллиардов рублей, что составляет около 90% от всей суммы заказов онлайн-импорта.

002.jpeg

Потребители, совершающие покупки в зарубежных интернет-магазинах, в первую очередь ценят доступность товаров, которые не представлены на российском рынке, а также более низкие цены.

Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.

Драйверы и тормоза рынка

Среди основных стимулирующих факторов импорта можно выделить:

·         Дефицит товаров: Уход некоторых брендов из России подталкивает покупателей к поиску альтернатив, увеличивая спрос на услуги мейлфорвардеров и посредников.

·         Развитие логистики: Логистические компании активно создают собственные платформы для онлайн-импорта, предлагая клиентам удобные сервисы.

·         Рост издержек на доставку: Российские интернет-магазины, столкнувшись с ростом цен на логистику, все чаще обращаются к услугам мейлфорвардеров для оптимизации затрат.

В то же время, ряд факторов сдерживает рост рынка:

·         Конкуренцию со стороны российских маркетплейсов: За последние несколько лет российские онлайн-площадки значительно улучшили свои услуги, ассортимент и скорость доставки, что привело к оттоку покупателей от зарубежных платформ, особенно китайских.

·         Санкции: Ограничения на проведение платежей и логистику из-за санкций негативно влияют на рынок. Снизилось количество банков, работающих с Россией, выросли сроки и частота отклонения платежей.

·         Уход западных ритейлеров: Прекращение работы в России таких гигантов, как Amazon, ASOS, eBay, привело к сокращению объема рынка и переориентации покупателей на китайские товары.

·         Государственное регулирование: Изменения в таможенных правилах и пошлинах могут сделать более дорогие товары менее доступными, что негативно скажется на некоторых сегментах рынка.

"Сегодня российские потребители особенно требовательны к срокам доставки и к цене, соответствующей этим срокам. Раньше многие товары покупались на онлайн-площадках Китая, доставка с которых выполнялась до 2–3 недель. Теперь же, при разнице в цене около 20–30%, можно приобрести товар внутри страны и получить его уже на следующий день или хотя бы в течение недели. Этот факт привёл к изменению покупательского поведения: товары, которые потребители ранее предпочитали заказывать из-за рубежа, теперь в большей степени заказывают на российских площадках, а ввоз товаров на территорию России происходит через разные каналы", - рассказывает руководитель департамента международных продаж Почты России

Денис Глизнуца.

Основные игроки рынка

Рынок розничного онлайн-импорта в России представлен широким спектром игроков. К ним относятся:

·         Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой: AliExpress, Ozon Global, Joom.

·         Мейлфорвардеры с витриной: Cdek.Shopping, Brandly, Shopotam, Usmall.

·         Мейлфорвардеры без витрины: BXB, Qwintry (Бандеролька), Litemf.com.

·         Брокеры и серые посредники: группы в соцсетях, чаты, перепродавцы на Авито.

·         Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры: GBS, Юнитрейд, Танаис Экспресс.

·         Логистические компании и транспортные операторы: Почта России, GBS, СДЭК, Цайняо (Cainiao), Boxberry, 5Post, Деловые Линии, ПЭК, КИТ.

Перспективы

Прогноз на 2024 отличается многовариантностью, считают в Data Insight. Важнейшее влияние на рынок в "базовом" сценарии развития окажет свершившееся снижение порога беспошлинной торговли с 1000 до 200 евро. Эта мера затормозит темпы развития российских онлайн-ритейлеров, запустивших или запускающих «кроссбордерную» полку, и многих мейлфорвардеров – у них высокий средний чек.

Есть ещё более пессимистические сценарии, при реализации которых изменится сама таможенная категория отправлений и «товары электронной торговли» могут быть обложены пошлиной от 5 до 15% без порога – данная мера приведёт к ещё более сильному падению числа заказов трансграничных онлайн-ритейлеров.

 



Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.