Возврат в законе: как и почему ритейл хочет поменять правила онлайн-торговли

Игорь Бахарев

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к директору департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никите Кузнецову с предложением уточнить критерии возврата товаров в новых правилах онлайн-торговли, в частности дать потребителю возможность по соглашению с продавцом возвращать товары надлежащего качества с утраченным товарным видом.

Что предлагают в АКИТ

Предлагается установить, что возврат товаров надлежащего качества возможен лишь в случае, если сохранены товарный вид (нет признаков употребления, сохранены пломбы и ярлыки изготовителя) и потребительские свойства товара, а также если товар может быть реализован продавцом другим потребителям без уценки. В ином случае "продавец вправе принять у потребителя данный товар с условием его уценки соразмерно снижению его рыночной стоимости".

Возвраты онлайн-покупок - серьёзная проблема для любого интернет-магазина. Особенно она обострилась в последние годы. Например, как отмечают эксперты, покупатели всё чаще заказывают одежду для того, чтобы примерить её, сделать селфи или пойти на приём, а потом вернуть в магазин. Результаты исследования Barclaycard показывают, что половина товаров в сегменте "одежда и обувь", купленных в интернет‐магазинах Великобритании, возвращается обратно. Эксперты утверждают, что некоторые "влиятельные лица" с помощью таких хитростей делают себе карьеру, заказывая дорогую одежду и через некоторое время отправляя ее обратно. 

По оценке российских экспертов, доля частичного выкупа в сегменте fashion доходит до 60%. 

События 2020 года многократно ускорили темпы развития интернет-торговли. И хотя во время карантина число возвратов снизилось, так как клиенты не всегда могли выйти из дома, эксперты уверены, что вала возвратной логистики не избежать. 

На этом фоне интернет-ритейлеры просят уравнять правила торговли смартфонами, косметикой, нижнем бельем и сложной бытовой техникой в интернете с требованиями, предъявляемыми к продажам данными товарами в офлайне. В частности, они предлагают запретить россиянам возвращать в течение семи дней качественные товары в этих категориях. 

Что думают логисты

Эксперты логистических компаний, в целом, согласны, что такой подход закономерен. Безусловно, различные способы торговли предполагают отличные друг от друга правила и процессы. Но принципы должны быть примерно одинаковыми, дабы избежать разночтений.

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк отмечает, что в сложившейся ситуации интернет-магазины несут весомые риски, если покупатель вправе вернуть товар надлежащего качества. Например, вскрытие упаковки или включение сложной техники может означать потерю гарантии. Эти же правила касаются и нижнего белья, парфюмерии и подобных товаров - вскрытие заводской упаковки будет означать прямой убыток для ритейлера.

С ней соглашается и заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко: "Оказывая услуги фулфилмента различным компаниям в Европе, России и в странах СНГ мы замечаем, что процент возврата товаров, приобретенных в интернет-магазинах, увеличивается с каждым годом. Если фирменная упаковка товара была вскрыта, то сперва необходимо убедиться, что именно этот товар был отправлен клиенту. Если это косметика, то надо удостовериться, что ей не пользовались и она в безупречном состоянии; если это одежда или нижнее бельё, то в связи с новыми правилами, возникшими в связи с распространением COVID-19, данный товар должен быть дезинфицирован и переупакован; если это смартфон или сложная бытовая техника, то она подлежит диагностике - необходимо проверить, включалось ли устройство, в случае, если оно было в употреблении, с него удаляют все данные для дальнейшей продажи".

Эксперт добавил, что стоимость возврата зависит от требований заказчика и количества услуг, за которые платит собственник интернет-магазина логистическому провайдеру. Данные процессы строго регламентированы с заказчиками, а стоимость складывается в зависимости от интенсивности проверок: от 100 и более 1000 рублей за 1 единицу.

Так, 100 рублей будет стоить осмотр товара и проверка его артикула. 1000 рублей (на примере телефона) - вскрытие упаковки, проверка его артикула, комплектации (кабель, сетевая часть, телефонное устройство, инструкция и т. д.), выявление дефектов, наличие защитной пленки, а также составление отчета в случае отсутствия чего-либо. Затем по требованию заказчика может происходить замена проводов или инструкции, а также обработка мобильного устройства от следов пользования и нанесение новой защитной пленки. После этого необходимо включить прибор, загрузить его и провести проверку исходя из требований заказчика: если батарея села, зарядить устройство, затем необходимо проверить, пользовались ли устройством (наличие фотографий, звонков и т.д.). Если есть хоть какие-то признаки использования, их необходимо зафиксировать и выслать отчёт, на основании которого будет происходить разбирательство с клиентом, который вернул данное устройства. Последний этап - вернуть заводские настройки.

Заместитель генерального директора BMJ-logistics считает, что надо четко разделять категории товаров, которые возвращают. Есть импульсивные покупки - когда клиент заказал себе что-то на выходных, а к моменту получения товара передумал и возвращает его обратно без повреждения оригинальной упаковки. Процесс возврата подобных товаров прост, так как их можно вернуть на склад, а владелец онлайн-магазина увидит данную единицу уже через день у себя в системе и сможет снова ее реализовать.

"Игроки рынка электронной коммерции уделяют особое внимание показателю возвратов. Как минимум стоимость доставки уходит в издержки, а в случае с регионами цена может увеличиться на 50%. Это не считая расходов при вскрытой упаковке. Из-за этого многие ритейлеры ограничивают возможность частичных отказов при вручении или вводят платную доставку в случае возврата в течение 14 дней", - добавляет Шутюк.

Мотивация уравнять правила стационарной торговли с продажами через интернет, отмечает генеральный директор IML, отличается в различных категориях товаров, но в целом не должна восприниматься как "ужесточение". Это актуальная проблема, которая должна быть решена.

Что ещё предлагает АКИТ 

В письме Никите Кузнецову предлагается ещё ряд дополнений к проекту правил дистанционной торговли:

  • Потребителю должны быть доступны любые способы оформления заказа, в том числе смс, push-уведомления, электронная почта;

  • Потребитель, даже при дистанционной покупке, должен иметь возможность заранее ознакомиться с товаром;

  • Процедура получения заказа должна быть максимально простой, в частности, следует отменить необходимость предъявления квитанции, распечатки и других документов, удостоверяющих покупку;

  • Потребитель должен оплачивать повторную доставку, если встреча с курьером не произошла по вине покупателя.

Материал по теме

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.