Почему b2b-ecommerce не показывает взрывного роста

Игорь Бахарев

Зачем развивать оптовые онлайн-продажи, пока рынок b2b-ecommerce только формируется, рассказывает директор по продукту b2b-маркетплейса "на_полке" Максим Опилкин.

Темпы роста российского b2b-ecommerce пока существенно отстают от розничной онлайн-коммерции. По оценкам Data Insight, рынок интернет-торговли в 2020 году вырос на 59%. Доля онлайна в общем обороте розничной торговли составила 8%. Объем российского рынка b2b-ecommerce точно неизвестен, так как игроки свою выручку от оптовых онлайн-продаж, как правило, не раскрывают. Эксперты в прошлом году оценивали его в 4-6 трлн рублей или 4-6% от совокупного оборота b2b-продаж. Почему b2b-ecommerce растет не так, как хотелось бы?

Первые российские b2c-маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Lamoda) начинали с интернет-магазинов еще в девяностые-нулевые. За эти годы площадки накопили необходимый опыт и теперь масштабируют его. Первые b2b-платформы на рынке потребительских товаров заработали 2-3 года назад. Оказалось, те инструменты, которые успешно работали с частными покупателями, абсолютно не годятся в коммуникации с бизнес-клиентом. И таким платформам придется пройти собственный путь, чтобы накопить знания. В 2020 году оборот b2b-маркетплейса "на_полке" вырос на 20%. По сравнению с темпами роста в b2c - это совсем немного. Мощный рост в b2b тоже будет, но через несколько лет.

При этом, как и на розничном рынке, лидерство будет за маркетплейсами, а не за собственными интернет-магазинами поставщиков и производителей. По данным исследовательского агентства Data insight, 89% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, и 55% увеличили доход с помощью собственного интернет-магазина, продажи росли только у 55%.

Рынок оптовых закупок находится на этапе поиска эффективной модели продаж. Четкого понимания, как продавать в интернете бизнес-клиенту, нет ни у дистрибьюторов, ни у брендов, ни у самих b2b-платформ.

Еще одна проблема - низкая цифровизация b2b-клиентов. К этим клиентам мы в первую очередь относим торговые точки, которые закупают товар для перепродажи. В магазинах нет стабильного интернета и времени на изучение интернет-решений в закупках.

Как выходить дистрибьюторам в онлайн: четыре основных сценария

Стремительное развитие технологии кардинально поменяло поведение пользователя. Многие процессы, которые происходят в офлайне, уже перешли в сеть. Это влияет на все сферы, в том числе и на b2b-сегмент. И хотя онлайн пока не может полноценно заменить основной канал продаж дистрибьюторов и производителей - торговых представителей, развитие онлайн-продаж для них становится стратегически важной задачей. Ее решение даст компаниям рост в будущем и поможет обогнать конкурентов.

Офлайн-канал продаж дистрибьюторы выстраивали более 20 лет: формировали торговую команду, создавали работающие скрипты, проводили промокампании. Но офлайновые стандарты работы не дают результата в интернете. В интернете приходится заново нарабатывать опыт по одному из основных сценариев:

Запуск собственной цифровой платформы. Поставщики товаров выбирают формат интернет-магазина или мобильного приложения. Так работают "Сладкая жизнь", KDV. Но для продвижения своих площадок необходимы финансовые ресурсы и собственная команда профессионалов, которая запустит проект, будет развивать его и приведет к целевому росту продаж. Процесс развития подобной платформы длительный и редко дает ощутимые результаты в первые годы работы. К долгому пути с потерями готовы не все.

Выход на b2b-маркетплейсы. По сути, это передача канала онлайн-продаж на аутсорсинг. При этом поставщики получают продвижение собственных предложений и возможность расширения клиентской базы. Такой способ увеличения продаж особенно привлекателен для небольших дистрибьюторов, которые не готовы глубоко погружаться в еком и изучать новый канал продаж. Однако на b2b-платформе дистрибьютор сталкивается с конкуренцией: приходится пересматривать свои прайс-листы, анализировать ситуацию и предлагать клиентам скидки и промо. Многие не хотят конкурировать только ценой и делают ставку на интересный ассортимент и качество обслуживания клиента. В любом случае b2b-платформа дает шанс поставщику при минимальных затратах получить новых клиентов или даже выйти в другой сегмент. Число поставщиков, работающих с маркетплейсом "на_полке", за последний год выросло с 270 до 400. При этом многие из поставщиков не имели опыта онлайн-продаж до размещения на маркетплейсе или имели негативный опыт.

Развитие специализированных площадок для сегментов или b2b-платформы одного бренда. Так своих дистрибьюторов объединил производитель MICHELIN. Платформа позволяет автоматизировать поставки.

Кого еще ожидать в b2b?

Усилят развитие рынка и те, кто уже вырос в b2с. Это крупные маркетплейсы. В октябре прошлого года Ozon перезапустил направление b2b-продаж. Все шансы развивать направление для продаж юридическим лицам есть у Wildberries.

Новые b2b-маркетплейсы от крупных экосистем и финансовых организаций тоже могут занять свое место. Если говорить про крупные банки, для них маркетплейсы для бизнеса - это сервисы, с помощью которых можно дополнительно зарабатывать. А еще это данные для больших экосистем, обогащение общих данных. Создание товаропроводящих цепочек.

Что приведет к успеху в digital

Как и в любом деле, самое важное определить цель. Для многих поставщиков в онлайн - это источник дополнительных продаж. Кто-то ищет для себя возможность повысить узнаваемость компании. Но важно помнить, что цель определяет необходимый объем ресурсов. Если не готовы вкладывать в новый канал продаж - эффекта не будет.

Также результаты получают те компании, которые постоянно мониторят ситуацию: начиная от собственного ценового предложения до ассортимента. Особенно это важно в нишах, где высокая конкуренция и одинаковые товары. Например, продуктовая розница. В сервисе "на_полке" 70% новых заказов уходит поставщикам, которые занимают первые 3 места в карточке товара по цене и качеству сервиса. Качество сервиса во многом определяет повторные заказы.

●     b2b-ecommerce только накапливает свою экспертность. Те инструменты, которые работали в b2c сегменте, не всегда применимы в екоме для бизнеса.

●     Те, кто уже сейчас осваивает онлайн-каналы продаж, будут на шаг впереди конкурентов в ближайшем будущем.

●     У дистрибьюторов есть несколько вариантов выхода в онлайн. Самые популярные: создать собственный интернет-магазин или выйти на маркетплейс. Своя платформа потребует много сил и средств, а также экспертности. Маркетплейс берет на себя задачи продаж и привлечения клиентов.

●     Размещаясь на b2b-платформах, нужно анализировать свои предложения, оценивать конкурентов и работать над качеством сервиса. Это поможет привлекать и удерживать клиентов.

Материал по теме

Онлайн-платформы B2B становятся ключевым элементом продовольственного ритейла в России

Материал по теме

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Материал по теме

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.