От первых переписок в соцсетях до Clubhouse: как изменился маркетинг за последние 10 лет

Игорь Бахарев
Глобальная диджитализация, появление новых каналов коммуникаций и усилившаяся борьба за внимание пользователей изменили рынок до неузнаваемости и спровоцировали появление десятков новых профессий. Образовательная платформа Нетология опубликовала глобальное исследование изменений на рынке маркетинга  за последние 10 лет. В нём она систематизирует и описывает причины, этапы и результаты этих изменений, а также помогает проследить вектор трансформации во всех отраслях маркетинга — от аналитики до BTL и event-маркетинга.

Ключевые выводы и наблюдения:

  • Все самые популярные каналы привлечения потребителей появились за последние 10 лет: таргетированная реклама и ретаргетинг (2012 год), performance-маркетинг (2014 год), нативные спецпроекты (2015 год), контент-маркетинг (2012-2015 годы), интеграции с блогерами (2013-2016 годы) и подкастинг (2019 год).
mailservice (2).png
  • Социально-демографические характеристики потеряли свое значение при анализе аудитории. Сегодня на первом месте — поведение и личные интересы пользователя.
  • Вместо разработки долгосрочных маркетинговых стратегий бизнес перешел к краткосрочному тестированию гипотез. 
mailservice (1).png
На отрезке 2011–2016 годов для увеличения продаж через интернет нужно было просто хорошо делать свою работу. Сейчас на протяжении всего проекта нужно постоянно искать что-то новое, это сама суть деятельности маркетинга, рассказывает CEO и сооснователь IT-Agency Всеволод Устинов. Нужно искать точки роста и вместе с бизнесом их реализовывать через гипотезы, а потом через то, что срабатывает, — масштабировать, выстраивать системы.
"Как правило, компании представляют стратегию в виде чёткого плана, традиционной схемы прямого пути из точки А в точку Б. Но жизнь не такая линейная, вокруг происходит множество изменений, которые требуют от нас гибкости и реакций, а развитие бизнеса часто связано с тестами гипотез и постоянным улучшением. Стратегия компании — это про витиеватый и разноуровневый путь, про адаптацию к вызовам среды, про поиск новых идей, людей, инструментов. И про смысл во всём, что вы делаете", - рассказывает старший стратег SETTERS Альбина Новак.
  • Позиционирование брендов стало строиться на индивидуальных (чувства, эмоции) и общественных (социальная позиция, забота об экологии) факторах. В сегментах продуктов с примерно одинаковой ценой и качеством началась конкуренция за ценности и эмоции потребителя: государственные услуги перешли в формат частных и «для людей», бьюти-бренды продвигают любовь к себе и своему телу и т.д.
  • В последние годы бренды взяли в фокус молодую и еще не платежеспособную аудиторию. Компании больше не ждут, когда человеку исполнится 25 лет, чтобы он попал в ядро их ЦА, а выстраивают коммуникацию заранее. Если человек с 15 лет понимает, что ему нравится бренд и быть его клиентом классно, с каждым годом его лояльность будет только расти. 
  • Обратная сторона персонализации. Люди устали от шаблонных рекламных объявлений и ждут индивидуального подхода к коммуникации, а новые технологии позволяют брендам анализировать поведение пользователя в сети, его интересы, переходы и покупки, и на основе этого персонализировать свое предложение. Но с каждым днем усиливается общественное недовольство по вопросу сбора персональных данных, разгораются этические споры и репутационные скандалы в соцсетях, российские власти ужесточают законы по работе с данными. Рынок находится в подвешенном состоянии и рискует потерять возможность персонализированной рекламы и узкого таргетинга в ближайшие годы.
  • Если “content is a king”, ему нужна большая свита. С 2013 года начал стремительно расти спрос на контент-маркетологов, появились новые позиции (коммерческий редактор, UX-писатель, видеомаркетолог и другие). По данным HH.ru в марте 2013 года было опубликовано 235 вакансий, в марте 2016 уже 508, в марте 2020 — 777, а в 2021 — 1262. С большой вероятностью в ближайшие годы направление продолжит активно развиваться.
mailservice.png
  • Омниканальный маркетинг лег в основу любого бизнеса. Performance-каналы не убили имиджевый маркетинг: сегодня грамотная стратегия предусматривает их синергию.
Когда человек видит одно и то же сообщение на разных каналах, доверие у него возрастает, что благоприятно влияет на рост знания, охват и улучшение всех рекламных показателей кампании, полагает руководитель медианаправления Crocus Group Оксана Гаврилина.
"Каждое медиа решает разные задачи, и у каждого есть свои преимущества. Мы всегда используем офлайн для больших охватный рекламных кампаний и всегда вместе с диджиталом, тем самым добиваясь эффекта омниканальности", - добавляет она.
  • Искусственный интеллект взял на себя рутинные задачи маркетолога. Сегодня нейросеть может самостоятельно выполнить большую часть работы по настройке таргетированной рекламы и оптимизации бюджета кампаний. У маркетологов появилось больше свободы, чтобы мыслить глобально и предлагать креативные идеи для продвижения.
  • На рынке интернет-маркетинга продолжают появляться новые профессии. Если раньше новые технологии появлялись раз в десятилетие, то теперь изменения происходят непрерывно, а вместе с ними формируются спрос на новый класс специалистов в интернет-маркетинге. За последние годы появились десятки востребованных профессий: продуктовый маркетолог, маркетолог-аналитик, CRM-маркетолог, performance-маркетолог, affiliate-маркетолог, influencer-маркетолог и многие другие. По данным HH.ru спрос на специалистов в области диджитал-маркетинга активно растет, например, только за последние 3 года востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров увеличилась в 3,5 раза.
  • Маркетинг в России преодолел огромный разрыв в развитии по сравнению с зарубежным рынком. От хаотичного продвижения мы пришли к тому, что российские агентства и бренды участвовали в Каннских Львах в тех же номинациях, что и международные агентства, а по отдельным направлениям российский интернет-маркетинг обгоняет другие страны. Например, в Америке не у каждой компании есть качественно сверстанный сайт с формой заявки, не развит мессенджер-маркетинг и вобще не используются чат-боты.

Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

"Яндекс Маркет" внедряет автоматизацию рекламных ставок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.