Как retail media завоевать доверие рекламодателей

Игорь Бахарев
Все больше компаний готовы инвестировать в продвижение внутри ecommerce и маркетплейсов, а сами площадки активно развивают рекламную инфраструктуру. По данным АРИР, объем рынка retail media в 2024 году составил 381 млрд рублей, что на 133% больше, чем годом ранее. Однако вместе с увеличением интереса растут и ожидания со стороны рекламодателей. И сегодня именно они становятся главным драйвером развития канала, а это значит, что для максимизирования дохода ритейлерам необходимо учитывать запросы рекламодателей и адаптировать свои платформы под их потребности. О барьерах развития retail media и способах их преодоления рассказала Юлия Лазарева, руководитель по развитию retail media партнерств в Яндексе.

Retail media уже нельзя воспринимать как просто «дополнительный рекламный слот» или канал размещения медийных баннеров. Это полноценная система, в которой важны технологии, аналитика, поддержка и прозрачность. Все чаще бренды ставят перед собой цель не просто «показать баннер», а получить конкретный результат — увеличение продаж, рост узнаваемости, стимулирование повторных покупок. И для достижения этих целей ритейлерам следует пересмотреть устоявшиеся подходы к размещению рекламы. 

Прозрачность и аналитика — основа доверия рекламодателей 

Сегодня реклама не может быть оценена только по количеству показов или длительности размещения. Эпоха метрик вроде CPD (Cost per day) уходит в прошлое. На смену ей приходит performance-ориентированный подход, где основную роль играют показатели CPC, CTR, CPA и ROAS. Для рекламодателей критически важно понимать, как именно реклама влияет на конечный бизнес-результат. Без этой информации сложно аргументировать инвестиции, улучшать стратегию и выстраивать долгосрочное сотрудничество с площадкой. Однако на данный момент большинство площадок retail media еще не научились отслеживать эти показатели эффективности. 

«При выборе retail media мы сравниваем эффективность площадок по ДРР, CTR и конверсии в заказы. Тестируем разные инструменты и принимаем решения на основе перечисленных метрик. Однако основная проблема заключается в том, что многие кабинетные инструменты недостаточно прозрачны — сложно проверить, не “нарисованы” ли цифры», —  делится Сергей Семин, CMO Kitfort. 

На этом фоне ритейлерам следует развивать retail media, инвестировать в технологии: внедрять сквозную аналитику, интегрировать платформы с CRM и кассовыми системами, разрабатывать прозрачные инструменты оценки эффективности. Те, кто уже сейчас модернизируют свои рекламные платформы, получат конкурентное преимущество. Остальным стоит ускорить трансформацию, чтобы не отстать. Переход от продажи рекламных мест к performance-подходу — неизбежный этап развития.

Гибкое планирование вместо sales-контрактов 

До сих пор многие ритейлеры предлагают размещения в рамках годовых sales-контрактов, что ограничивает возможности планирования. Маркетинговая активность брендов все чаще строится на коротких, интенсивных кампаниях, связанных с промо, запуском новых SKU или сезонностью. Отсутствие возможности быстро и точно «вписаться» в такое окно снижает эффективность вложений. 

Здесь на первый план выходит необходимость разработки self-service решений, динамического ценообразования и автоматизированных аукционных моделей. Последние, кстати, решают сразу несколько задач для ритейлера: справедливое распределение рекламных слотов, максимизация дохода ритейлера за счет конкуренции и снижение нагрузки на команды продаж.

Стоимость должна определяться спросом

Стоимость размещений — еще один чувствительный фактор, который во многом связан с предыдущим пунктом про sales-контракты. Для большинства SMB-брендов высокие входные пороги становятся серьезным барьером для сотрудничества и даже рассмотрения retail media как площадки для размещения рекламы.

В таких условиях также поможет внедрение аукционной модели. Она выстроит динамическую систему, в которой цена определяется в зависимости от спроса, а не задается вручную. Автоматизация процесса делает его более прозрачным для обеих сторон и снимает вопросы о «непонятной стоимости» размещений.

Рекламодателям нужны разные форматы для разных задач

Однако даже при наличии бюджета и интереса со стороны брендов, retail media часто сталкивается с ограничениями, связанными с самим инвентарем. Большинство предложений по-прежнему сводятся к баннерам на главной странице, в то время как рекламодатели хотят видеть более разнообразные форматы: размещение внутри поиска и каталога, html-баннеры и другие нестандартные решения. 

Развитие инвентаря — необходимое условие не только для роста выручки, но и для расширения аудитории рекламодателей. Здесь ecommerce могут либо инвестировать во внутреннее решение, либо использовать готовое, которое предлагают технологические платформы. Так, например, в октябре 2024 года Яндекс представил платформу для запуска retail media на базе Adfox. С ее помощью у онлайн-бизнеса появилась возможность использовать такие форматы как карусель из нескольких видов товаров, видеобаннер, брендирование отдельных страниц и другие.

Руководитель направления цифровых медиа «Лемана ПРО» Алексей Денисов также отмечает потребность в развитии инвентаря: «Технологическое отставание некоторых retail media платформ и ограничения по форматам, таргетингам и кликауту — барьеры для роста инвестиций в retail media. Например, отсутствие возможности установки дополнительных пикселей от независимых верификаторов. К увеличению инвестиций в канал может привести рост подтвержденной эффективности размещений, возможность ее замерить по разным моделям атрибуции, а также более персонализированная коммуникация. При этом стоимость подобной интеграции должна быть сопоставима с эффектом от подобного партнерства».

Зачем нужны консультанты 

Для многих рекламодателей важен не просто «факт размещения», а полноценное сопровождение: наличие личного менеджера, консультации, оперативные ответы, предложение возможных стратегий, представление итогового отчета и рекомендаций. Такие, казалось бы, базовые вещи часто становятся определяющими при принятии решения о повторных размещениях.

Чтобы повысить доверие рекламодателей, ритейлерам нужно пересмотреть подход к работе с ними, сделать упор на персональное сопровождение и экспертный консалтинг. Ритейлеры должны стать полноценными партнерами рекламодателям. 

В идеальной картине мира персональный менеджер должен не только оперативно решать технические вопросы, но и выступать в роли консультанта: помогать анализировать результаты кампаний, предлагать варианты повышения точности таргетинга, готовить отчеты с рекомендациями по повышению эффективности. Такой подход, сочетающий технологическую базу с человеческой экспертизой, повысит лояльность рекламодателей и увеличит средний чек за счет роста доверия к каналу. 

При этом ритейлеры не смогут обеспечить персональную поддержку широкому кругу рекламодателей: даже если все крупные клиенты получат персональное сопровождение, то малый бизнес рискует остаться без поддержки. Здесь могут помочь агентства, предлагая рекламодателям аналогичный сервис и поддержку.

Какой таргетинг хотят рекламодатели

В арсенале ритейлеров есть огромные массивы данных о поведении пользователей: история покупок, просмотров, предпочтений, частота заказов. Однако в большинстве случаев эти данные либо не используются, либо применяются очень ограниченно. Причина часто кроется в нехватке технологических решений или ресурсов. 

Старший менеджер по интернет-маркетингу «Биннофарм Групп» Алексей Гольцев отмечает: «В retail media ключевое для нас — не просто охваты, а возможность таргетинга на покупателей нашей категории. Поэтому в этот канал мы готовы инвестировать до 50% digital-бюджета. На текущий момент не хватает агрегаторов для удобной закупки и сквозной аналитики и особенно для того, чтобы оценить, как онлайн-кампании влияют на офлайн-продажи в аптеках. Также необходима аналитика, которая показывает не просто заказы, а полную финансовую картину, чтобы сразу оценивать окупаемость инвестиций».

Именно поэтому все большую роль играют технологические партнеры, которые помогают ритейлерам выстраивать аналитику, развивать платформы, подключать 2nd и 3rd party data и превращать «сырые» данные в эффективные инструменты таргетирования. Такой подход выгоден не только рекламодателям, но и самим площадкам: чем выше результативность, тем выше средний чек и вероятность повторного заказа.

Как заинтересовать D2C-бренды?

Многие из D2C брендов, представленных на полках ритейлеров, боятся избыточной зависимости от сторонних каналов, включая retail media. Эти опасения понятны, особенно на фоне стремления строить собственные каналы продаж. 

В такой ситуации ритейлерам важно донести до рекламодателей, что retail media не конкурирует с собственными платформами брендов, а дополняет их, обеспечивая доступ к релевантной аудитории в момент принятия решения о покупке. И при правильной работе с данными и форматами этот канал может стать одним из самых эффективных в воронке продаж D2C-брендов.

Необходимо выстраивать диалог между ритейлерами и рекламодателями, чтобы retail media приносил максимум выгоды. Именно бренды понимают, какие инструменты работают, а какие — нет. Они не просто распределяют бюджеты, они формируют спрос на качество, эффективность и удобство. А задача ритейлера — услышать этот запрос и адаптировать продукт под нужды рекламодателей. Это укрепит позиции ритейлера на рынке и увеличит его долю в рекламных бюджетах брендов.

Материал по теме

Реклама на маркетплейсах стала условием выживания для продавцов

Материал по теме

Сегмент DIYстал лидером по росту стоимости целевого действия в перформансе

Материал по теме

Ручная ставка в обновленном AI-биддере от Salist: запускайте рекламу в поиске и рекомендациях Wildberries с точной настройкой ставок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Российский ритейл зарабатывает на искусственном интеллекте до 2% выручки

Экономический эффект от внедрения технологий искусственного интеллекта в российском ритейле составляет около 1–2% от общего объема выручки. Такой вывод содержится в масштабном исследовании аудиторско-консал...

Лишь 16% россиян готовы пользоваться платной доставкой

Российские потребители демонстрируют четкие предпочтения в выборе формата доставки готовой еды. Подавляющее большинство клиентов — 78% — готовы увеличить время ожидания заказа до двух часов, чтобы получить ...

Яндекс запустил конструктор лендингов для малого бизнеса

Яндекс представил новый сервис по созданию простых сайтов для компаний, не имеющих собственного веб-присутствия. Инструмент позволяет предпринимателям за несколько минут сгенерировать лендинг и незамедлител...

Как ПВЗ превращаются в мультисервисные хабы

Крупнейшие маркетплейсы диверсифицируют функционал и способы монетизации партнерских пунктов выдачи заказов. Предполагается, что ПВЗ трансформируются в мультисервисные хабы. В частности, Ozon и Wildberries ...

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.