Коллапс на границе: голос рынка

Игорь Бахарев
Кристина Мей (SKY CARGO):
Стоит вся логистика, карго (серая) и белая тоже. Не важно ЖД или авто. На данный момент закрыты все доступные пути импорта в РФ, пресекающие границу Казахстана.
Грузы приходят через Уссурийск и Дальний восток. Но все КЗ стоит мертвым грузом. Ни у кого нет данных, когда откроется граница. Некоторые логисты говорят о выпуске авто, просто для успокоения клиентов. Т.к морально очень сложно каждый день всем отвечать и не давать никаких надежд.
Основатель сети "Леонардо" Борис Кац:
У нас все поставки белые, из Китая наш поток груза идёт, в основном, по ж/д или морем через Дальний Восток. Я искренне надеюсь, что правительство остановит поток серого импорта (а заодно ещё разберётся с серым рынком труда, когда вместо трудового договора якобы нанимают самозанятых).
Николай Карицкий, директор по логистике Askona:
Проблема с транзитом через Казахстан влияет и на сроки поставки, и на стоимость транспорта в оба направления. Но самое главное - то, что невозможно прогнозировать эти сроки. В результате бизнес вынужден выбирать между более дорогими и долгими маршрутами, но с более понятными и прогнозируемыми сроками получения груза. Это, кстати, повлияет не только на российский бизнес, но и на казахский, ведь в перевозках по данному маршруту активно задействованы казахские перевозчики, которые могут просто остаться в стороне.
Дмитрий Суховерша, директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России:
Сейчас среднее время прохождения границы Китай-Монголия составляет от 2 недель, Китай-Россия - порядка 2,5 недель, при этом ранее этот срок был на 5-7 дней меньше.
Тарифы на транспортировку товаров из Китая в РФ растут всеми видами транспорта. На Deep Sea сервисах тарифы увеличиваются с некоторой задержкой по отношению к ставкам на железнодорожные и автомобильные перевозки. Глубина планирования и размещения букингов сейчас составляет около 2 недель. Есть варианты более быстрой отправки контейнеров, но они, как правило, дороже.
Максим Лудин, директор по логистике Gulliver:
Мы не используем этот маршрут, он нестабилен и проблемный был всегда. Как транзит в РФ не рассматриваем его вообще пока. В 2024 году ехали этим маршрутом с ЖД, и то были проблемы на переходах.
Ярослав Белоусов, директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России:
Инфраструктура погранпереходов не рассчитана на такое количество транспортных средств, ожидающих досмотра. Все ближайшие парковки и даже обочины заняты грузовиками.
В связи с массовыми досмотрами в Казахстане при доставке грузов из Китая в Россию, крупные отправители приняли решение переориентировать грузопоток на альтернативные погранпереходы - Маньчжурия-Забайкальск, Хейхэ-Благовещенск и др. В результате начинают расти тарифы и очереди на этих пунктах пропуска. Так, тарифы на перевозку грузов из Китая в РФ выросли более чем на 20-25% по сравнению с сентябрем, из России в Казахстан - на 15-20% в сравнении с августом.
В то же время крупные грузоотправители из сегментов FMCG и DIY, заказывающие 30-50 автомобилей в месяц, в меньшей степени подвержены таким профилактическим проверкам. Также риск дополнительного контроля на границе минимизирует тандем грузоотправителя и перевозчика с хорошей репутацией.
В настоящее время мы видим признаки стабилизации ситуации, автоперевозчики фиксируют сокращение очередей на досмотр. При положительной динамике ситуация нормализуется в ноябре.
Евгений Трифонов, предприниматель, наставник в сфере электронной коммерции, крупный селлер:
На данный момент на переходе у нас зависло примерно 10-15 оптовых заказов. Это порядка 5-7 миллионов. У моего окружения лежат сотни подобных заказов. Это Китай, Киргизия. Сами пытаемся понять сроки, с логистами чуть ли не ежедневно общаемся, но информации нет. Хотя, как я знаю, в последнее время, вроде бы, кому-то начали отгружать.
Александр Иванов, основатель НАДТ:
Конечно, пробка со временем рассосется, в том числе и за счет того, что грузы найдут себе новые дороги. Или не найдут и их больше не будет. Это - не самая большая катастрофа в перевозках, бывало хуже и - еще будут хуже. Страшна не проблема, а наплевательское отношение к внедрению "новаций".
Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight:
Ситуация с задержками на границе России и Казахстана - долгими очередями фур и затяжными пропусками товаров - отражает усиление фискализации и поиск дополнительных источников пополнения бюджета. Эти логистические сложности ведут к увеличению операционных издержек, которые неизбежно закладываются в конечную стоимость товаров, что в итоге может привести к росту цен для потребителей.
По моей консервативной оценке, "вилка" объёмов трансграна через РК–РФ границу в год примерно следующий:
• Всего импорт 0,9–1,6 трлн руб (≈ 10,6–18,8 млрд долл)
• «Белый» 0,7–1,2 трлн руб (≈ 8,24–14,1 млрд долл)
• «Серый» 0,15–0,35 трлн руб (≈ 1,76–4,12 млрд долл)
• «Чёрный» 0,02–0,06 трлн руб (≈ 0,24–0,71 млрд долл)
Дмитрий Хомяков, Co-founder & CEO - ApiShip:
Когда кто-то "нарушает правила" и "происходит ДТП", в пробке оказываются и стоят в ней все участники движения, и законопослушные, и немного нарушающие-торопящиеся, и даже спецслужбы. Понятно, что время сейчас не простое, в сложных вопросах много политики. Ни бизнес, ни логистика, к сожалению, практически не могут повлиять на решения. И поэтому остается работать с рисками, ожидать разрешения свыше, раскладывать карты таро, ну и также, поиск альтернатив для бизнеса - всегда было актуальным занятием.
Азат Машабаев (PRO Ecom KZ):
Как логист и гражданин Казахстана, вижу, что коллапс на границе — не просто сбой, а системная проблема. Сегодня перевозки превратились в лотерею: непредсказуемость, задержки, потери. Особенно страдают «белые» логисты и казахстанские перевозчики — у них нет серых схем и обходных путей.
Пока нет прозрачных правил и координации между странами, бизнес и потребители будут платить за хаос на границах. Решение — в чётких регламентах, цифровой прозрачности и совместной ответственности.
Сергей Носов, независимый эксперт рынка:
Масштабы проблемы не так велики, как о них говорят. Даже товарооборот через Балтику уже превысил объемы тех, что идут через границу с KZ. Про Дальний Восток даже не о чем говорить, там намного больше. Активно наращивает объемы Новороссийская таможня (АЧБ), особенно после того, как с сентября туда пошли первые прямые рейсы китайских, морских контейнеровозов. А вот граница с Казахстаном с давних времен славилась серыми схемами китайского кроссборда. Видимо, калитку прикрывают. Думаю, пострадают лишь те, мимо кого шло много бесплатного транзита шло. Впрочем, возможно прайсы на Садоводе, подорожают.NN, логист, близко погруженный в природу коллапса:
Я не считаю, что проблема только в поисках "серого" импорта. Проблема в правилах, которые постоянно меняют в ФТС. Рынку известно, что в Киргизии, через Ош, идет сейчас и серое, и черное, на месте перегружается и меняют документы. То есть от коллапса в Казахстане сейчас больше всего страдают именно "белые" грузы, которые идут в составе сборных.
Советы юристов селлерам, попавшим в трудную ситуацию (подготовлено юридической компанией "Правовая Помощь" специально для E-pepper):
Ситуация когда поставка товара существенно задерживается из за коллапса на границе - крайне неприятна, однако получить в рамках нее какую либо компенсацию от любого из государств, перевозчика или таможенных органов не получиться.
Что остается делать в таком случае? Как обычно, лишь минимизировать свои убытки. В первую очередь это важно для тех кто вынужден платить пеню и штрафы за просрочку поставки товара, либо приобрел товар за кредитные деньги и вынужден их выплачивать без дохода от реализации "зависшего" на границе товара.
Форс-мажор порождает за собой право пострадавшей стороны ограничить и/или отстрочить исполнения обязательства без наступления мер ответственности, однако для этого нужно подойти к вопросу доказывания значимости и реальности обстоятельств непреодолимой силы с умом.
Что конкретно сделать:
- Для начала вам нужно собрать документы подтверждающие дату отправки груза и дату прохождения таможни. Фиксируйте все переговоры с перевозчиком, это вам пригодиться, чтобы не было вопросов о том, а была ли с вашей стороны "должная осмотрительность".
- Далее имея на руках доказательство того, что задержка возникла не по вашей вине, а ввиду решений и действий государств, что очевидно не зависят от вас, вы можете обратиться в Торгово-промышленную палату РФ (ТПП РФ) за получением заключения .
Оформленный через ТПП РФ сертификат о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы поможет вам избежать дополнительный убытков связанных с требованиями контрагентов и кредиторов для которых задержка товара - ваша зона ответственности.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте