Центробанк сдаёт позиции

Игорь Бахарев

Центробанк намекнул, что может притормозить передел закона о платформенной экономике, потому что спор между банками и маркетплейсами зашел слишком далеко.

Зампред ЦБ Алексей Гузнов сказал, что услышаны все стороны - и банки, и те, кто работает внутри маркетплейсов, а вокруг темы сейчас столько шума, что лучше чуть подождать. Решение, переносить ли правки или принимать в ближайшее время, по его словам, появится совсем скоро.

Тем временем в историю вмешалось Московское общество защиты потребителей. Эксперты МОЗП прошлись по тезисам банков и заявили, что аргументы о "платформенном демпинге" и "искусственном занижении цен" - это, мягко говоря, натяжка. По их расчётам, скидки маркетплейсов при оплате собственными инструментами - это не какая-то хитрая субсидия, а обычная экономия на комиссиях: эквайринг у банков стоит в среднем 2,2%, а через СБП выходит в 3-5 раз дешевле. А если оплата идёт через "родной" банк экосистемы, то транзакция почти бесплатна - вот маркетплейсы и делятся этой экономией с покупателем.

МОЗП считает, что банки просто пытаются добиться "регуляторного захвата": маркетплейсы развили свои финтех-продукты (Ozon Карта, WB Кошелёк, Yandex Pay), и теперь традиционные банки хотят законодательно закрепить самую дорогую модель работы - так называемую "единую цену". По мнению экспертов, это не защита конкуренции, а попытка заставить всех жить по правилам, выгодным лишь банкам.

Параллельно глава ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу РБК попытался сгладить градус конфликта, заявив, что решение найдут без публичных ссор. Он подчеркнул, что банки "не питают вражды" к маркетплейсам, но уверен: какая-то регуляторика нужна, потому что финоперации площадок растут, а правил для них почти нет. Костин даже предложил считать крупнейший маркетплейс "системно значимым" по числу клиентов - раз у него десятки миллионов пользователей, значит, и требования должны быть как к большому банку.

При этом Костин напомнил, что в мире маркетплейсам нигде не разрешали полноценно создавать свои банки, а в Китае, когда платформы слишком разогнали свои финтех-сервисы, регуляторы "дали по рукам". Так что дискуссия будет долгой, но, по его словам, никто не собирается устраивать "битву на эмоциях" - решение найдут рабочее и без лишнего шума.

Напомним, что днях первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что регулятор в целом не против скидок от маркетплейсов. Главное, чтобы у людей оставалась возможность платить чем угодно - картами любых банков, а не только теми, что продвигают сами площадки.


Материал по теме

Российские покупатели хотят индивидуального подхода: аналитика

Материал по теме

Сеть "Подружка" запускает самовывоз через Wildberries

Материал по теме

Яндекс Маркет тестирует схему с прозрачным ценообразованием

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Российские покупатели хотят индивидуального подхода: аналитика

Покупатели в онлайне ждут индивидуального подхода. Это главный вывод двух недавних исследований, которые показывают: персонализация становится важной частью поведения россиян и в выборе товаров, и в ожидани...

Наперегонки с медиаинфляцией. Можно ли говорить про рост рынка инфлюенс маркетинга в 12-15%

Измеримость, диверсификация, регулирование - ключевые характеристики рынка инфлюенс-маркетинга в России в 2025 году. К таким выводам пришел комитет АРИР по Influencer Marketing, представив обновленный трендбук....

Сеть "Подружка" запускает самовывоз через Wildberries

Сеть магазинов косметики "Подружка" подключилась к сервису самовывоза Wildberries. РВБ (объединенная компания Wildberries & Russ) интегрировала магазины ритейлера в сервис Click&Collect. Теперь товары "Подр...

Ozon запустил новую площадку для продвижения российских брендов

Ozon Селект стал отдельным сервисом для брендов среднего и премиального ценовых сегментов. Новое приложение обеспечивает брендам более подходящее соседство товаров. К приложению уже подключились известные б...

Яндекс Маркет тестирует схему с прозрачным ценообразованием

"Яндекс Маркет" начал тестирование новой бизнес-модели со сниженной комиссией и ограничением собственных скидок. Компания хочет дать продавцам больше контроля и предсказуемости. Им предлагают самим решать, напр...

Треть россиян раздражают очереди в пунктах выдачи, а каждый пятый хочет ночной график работы

Логистический оператор DPD в России провел опрос клиентов своих пунктов выдачи, чтобы понять, какие факторы влияют на их впечатления от сервиса. 30,8% респондентов пожаловались на очереди, а неудобная п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.