Центробанк сдаёт позиции

Игорь Бахарев
Центробанк намекнул, что может притормозить передел закона о платформенной экономике, потому что спор между банками и маркетплейсами зашел слишком далеко.
Зампред ЦБ Алексей Гузнов сказал, что услышаны все стороны - и банки, и те, кто работает внутри маркетплейсов, а вокруг темы сейчас столько шума, что лучше чуть подождать. Решение, переносить ли правки или принимать в ближайшее время, по его словам, появится совсем скоро.
Тем временем в историю вмешалось Московское общество защиты потребителей. Эксперты МОЗП прошлись по тезисам банков и заявили, что аргументы о "платформенном демпинге" и "искусственном занижении цен" - это, мягко говоря, натяжка. По их расчётам, скидки маркетплейсов при оплате собственными инструментами - это не какая-то хитрая субсидия, а обычная экономия на комиссиях: эквайринг у банков стоит в среднем 2,2%, а через СБП выходит в 3-5 раз дешевле. А если оплата идёт через "родной" банк экосистемы, то транзакция почти бесплатна - вот маркетплейсы и делятся этой экономией с покупателем.
МОЗП считает, что банки просто пытаются добиться "регуляторного захвата": маркетплейсы развили свои финтех-продукты (Ozon Карта, WB Кошелёк, Yandex Pay), и теперь традиционные банки хотят законодательно закрепить самую дорогую модель работы - так называемую "единую цену". По мнению экспертов, это не защита конкуренции, а попытка заставить всех жить по правилам, выгодным лишь банкам.
Параллельно глава ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу РБК попытался сгладить градус конфликта, заявив, что решение найдут без публичных ссор. Он подчеркнул, что банки "не питают вражды" к маркетплейсам, но уверен: какая-то регуляторика нужна, потому что финоперации площадок растут, а правил для них почти нет. Костин даже предложил считать крупнейший маркетплейс "системно значимым" по числу клиентов - раз у него десятки миллионов пользователей, значит, и требования должны быть как к большому банку.
При этом Костин напомнил, что в мире маркетплейсам нигде не разрешали полноценно создавать свои банки, а в Китае, когда платформы слишком разогнали свои финтех-сервисы, регуляторы "дали по рукам". Так что дискуссия будет долгой, но, по его словам, никто не собирается устраивать "битву на эмоциях" - решение найдут рабочее и без лишнего шума.
Напомним, что днях первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что регулятор в целом не против скидок от маркетплейсов. Главное, чтобы у людей оставалась возможность платить чем угодно - картами любых банков, а не только теми, что продвигают сами площадки.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте