Краткий курс: как тарифицируются фулфилмент-услуги

Игорь Бахарев
На российском рынке фулфилмента до сих пор часто возникают вопросы корректной тарификации услуг фулфилмента, как с точки зрения операторов, так и с точки зрения заказчиков услуг (селлеров, мерчантов, интернет-магазинов). С чем это связано? Отвечает CEO ExpressRMS Константин Якунин.
Выход на этот рынок услуг для фулфилмент-операторов (для FBO-моделей работы с маркетплейсами) остается простым. Низкий ценовой порог и кажущаяся легкость генерирует большой поток новых игроков, часто не имеющих полного понимания ценообразования этих услуг. Также сложившийся демпинг толкает заказчиков требовать дисбаланса в рентабельности каждой из операций фулфилмента. Фулфилмент-операторы, желающие несмотря ни на что заполучить клиентов, идут на отказ от баланса рентабельности.
По нашему опыту заказчики при запросе FBO-тарификации делятся на три группы:
-
запрашивают доступ к полному тарифному справочнику, желают самостоятельно разобраться в тарификации фулфилмент-оператора;
-
запрашивают расчет по реальной поставке или некой нормативной/расчетной поставке, данные по которым он планирует сравнивать для принятия решения, но с определенным уровнем детализации тарифов по операциям;
-
запрашивают расчет по реальной поставке с требованием сделать суммарный/итоговый расчет в целом на поставку или на единицу товара.
Чтобы структурировать и упростить тарификацию фулфилмент ExpressRMS и независимая группа владельцев фулфилмент-операторов разработали универсальный набор фулфилмент-операций, который подходит для всех моделей работы с маркетплейсами (FBO, FBS, DBS, Express, C&C) и для интернет-магазинов в том числе.
Весь комплекс фулфилмент-услуг делится на несколько операций:
1. Заборная логистика и погрузо-разгрузочные работы (ПРР)
2. Приемка товара
3. Обработка товара
4. Хранение товара
5. Комплектация заказа
6. Упаковка заказа
7. Оформление заказа
8. Отгрузка заказа
9. Доставка заказа
10. Обработка возврата
Каждая из операций может быть необходима в определенный момент времени или не требоваться вовсе. Также каждая из операций тарифицируется в зависимости от нескольких параметров, некоторые имеют значимое влияние на тарифную составляющую.
Теперь каждую из операций разберем подробнее:
Заборная логистика используется при необходимости забрать груз (партию товаров) силами фулфилмент-оператора или привлеченных им третьих лиц (перевозчиков). Цена зависит от веса, габаритов (объема) и дальности точки отгрузки. Также необходимо учитывать пакетирование груза (россыпь коробов, палеты, обрешетка и т.д.), способ погрузочно-разгрузочных работ (механизированные или ручные) и затраты на демонтаж и утилизацию средств пакетирования.
Приемка товара учитывает категорию товара, его весогабаритные характеристики (ВГХ), наличие и характер кодирования артикула товара (штрихкод, QR и т.п.), возможность учета квантами/моноупаковками, необходимость поштучного (серийные номера, КИЗ Честный Знак и т.п;), партионного (учет партий, серий, сроков годности) учетов. В рамках этой операции подразумевается только приемка по количеству. Приемка по качеству отнесена к следующей операции, обработка товара, как функция входного контроля после того, как установлено и подтверждено количество полученного груза.
Обработка товара - это весь перечень действий с товарами, которые необходимы для приведения товара в надлежащий вид для последующего хранения или комплектации (в зависимости от того транзитный ли это процесс или подбор товара в заказ предполагается с хранения). Как уже было сказано выше эти действия могут включать в себя:
-
входной контроль качества товара (сплошной или выборочный), по внешним признакам товара и его упаковке или с контролем функциональных характеристик товар;
-
переупаковка/доупаковка, перестикеровка и иные действия с внешней упаковкой товара;
-
"восстановление" товара (подшив, удаление ниток, отпаривание, сушка, глажка, переэтикирование и тп);
-
действия с документами, сопровождающими товар (например перестикеровка, нанесение дополнительной стикеровки с нанесением серийных номеров, КИЗ Честный Знак, заполнение гарантийного талона и тп).
Тарификация этих операций зависит от ВГХ товара, сложности и трудоемкости самих действий, а также расхода упаковочных материалов.
Хранение с точки зрения тарификации будет зависеть от вида хранения (напольное, палетное, средне- или мелкоячеистое, иное), ВГХ товара, страховой стоимости и требований по разделению/совместимости хранения. Чаще, кроме затрат на операции по размещению на хранение, применяются объемные характеристики товара - литр, кубический метр, палетоместо. Иногда для нестандартных товаров или напольного хранения применяется тарификация в метрах квадратных.
Комплектация заказов, как розничных (для моделей FBS, DBS, Express, C&C, а также для заказов интернет-магазинов), так и оптовых (FBO или поставки в магазины), тарифицируется исходя из числа вложений в заказ, ВГХ этих товаров, моно- или микс-состава заказа, сложности снятия с хранения товара для подбора.
Упаковка заказа включает в себя работу по упаковке, упаковочные материалы. Для оптовых заказов учитывается количество транспортных мест, палетирование, предоставление палет. Часто тарификацию привязывают к количеству транспортных мест и материалам, используемым для упаковки.
Оформление заказа - это действия по формированию сопроводительных документов к заказу. Включает в себя: стикеры на короба, на палеты; упаковочные листы на транспортные места; коды или пакеты документов на всю поставку. Затраты и тарификация этих действий основываются на трудозатратах и расходах на печатные документы.
Отгрузка заказа - это фактически ПРР производимые с заказом и передача его:
- в маркетплейс для последующего хранения товаров (FBO);
- в маркетплейс для последующей доставки заказа конечному получателю (FBS);
- в службу доставки (собственную или стороннюю) для последующей доставки заказа конечному получателю (DBS или иные каналы е-сом-продаж);
- курьеру маркетплейса или специализированной курьерской службе для последующей доставки заказа конечному получателю (Express и иные аналогичные модели работы);
- представителю перевозчика, назначенному заказчиком, или непосредственно получателю (C&C или самовывоз со склада фулфилмента), в этом случае последующие действия по доставке не тарифицируются.
Доставка заказа конечному получателю силами фулфилмента-оператора - редкая операция, предполагающая наличие у исполнителя собственной службы доставки или выделенных курьеров, а также возможность предоставления оператором C&C-модели работы. Тарификация доставки имеет сложную конфигурацию, включает учет множества параметров, требующих отдельного разбирательства.
Обработка возвратов при тарификации опирается на трудозатраты по идентификации заказа и вложений в заказ, сопоставление их с товарами в первоначальном заказе (на случай возможной подмены товаров), а также действий по восстановлению состоянию товара или направлению товара на склад брака или в утилизацию.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте