Как eCommerce-компании используют ИИ в работе с клиентами: несколько успешных примеров

Игорь Бахарев
Мировой рынок ИИ в электронной коммерции, оценивавшийся в 2021 году в 5,1 млрд, к 2030 году может вырасти до 16,5 млрд. Умные алгоритмы прогнозируют спрос на товары, собирают данные о пользователях через несколько каналов, анализируют ассортимент и выполняют еще массу задач. Алексей Кривошеев, CX-эксперт облачной платформы Voximplant рассказал, как ИИ-решения улучшают клиентоориентированность бизнеса и продажи в e-commerce.

Чат-боты в коммуникации с клиентом

В e-commerce сейчас развивается тренд на разговорную коммерцию: это активное слияние приложений для покупок и общения. То есть, усиливается важность коммуникаций потребителя и продавца. Взаимодействовать клиент может с живым человеком или с ИИ: в первую очередь, с чат-ботом. Это недорогой, но эффективный способ быстро ответить на вопросы, решить проблему, порекомендовать что-то. Например, у «ВкусВилл» чат-бот организован через Телеграм и умеет показывать каталог интернет-магазина, информацию о товаре, его наличии или отсутствии в конкретной точке, помогает изменить «любимый продукт», связаться с техподдержкой.

Голосовые виртуальные помощники

Разговорная коммерция может развиваться и через голосовые решения — как Siri или Alexa. По аналогии с чат-ботами они могут отвечать на вопросы или предоставлять рекомендации, отталкиваясь от заданных критериев, или совершать покупки по определенной команде. Например, в американском интернет-магазине 1-800-Flowers можно голосом попросить отправить цветы близким.

Также благодаря виртуальному ИИ-помощнику IVR (интерактивное голосовое меню) становится умнее и уже более точно выдает заготовленные фразы и советы, эффективнее обрабатывает запросы клиентов. «Повышение интеллекта» IVR улучшает техподдержку ретейлера, снижает расходы, увеличивает FCR (долю решенных клиентских вопросов).

Интеллектуальные агенты для переговоров

Помощь ИИ может быть неоценима в коммуникациях не только с покупателями, но и с другими участниками цепочки продаж — фактически, везде, где есть переговоры. Например, между магазином и поставщиком товара. Если сделка между сторонами заключается впервые или нужно пересмотреть условия, то есть подразумеваются долгие обсуждения, автоматизация процесса сокращает затраченное время. Здесь могут помочь ИИ-агенты, которые пока не столь распространены в с сегменте e-commerce, ко которые уже сейчас активно используют мировые бренды.

Так, компания Coca-Cola внедрила виртуального помощника по закупкам под названием "Coke One North America", который использует обработку естественного языка и машинное обучение для автоматизации и оптимизации процессов закупок. Виртуальный помощник ведет переговоры с поставщиками от имени Coca-Cola, чтобы обеспечить лучшие цены, сроки поставки и условия оплаты.

В целом, виртуальные интеллектуальные агенты становятся все более популярными в сфере закупок, поскольку они могут автоматизировать и оптимизировать процессы закупок, снизить затраты и повысить эффективность. Эти агенты могут взаимодействовать с поставщиками на естественном языке, изучать опыт предыдущих переговоров и принимать интеллектуальные решения на основе данных и алгоритмов.

Помощь в покупках от искусственного интеллекта

ИИ может упрощать покупки для клиентов, особенно регулярные. Например, человек постоянно закупается для дома конкретными товарами, и виртуальный помощник будет напоминать о том, что подходит время снова заполнить корзину такими-то позициями и заказать их по голосовой команде. Чем больше данных для анализа, тем точнее это прогнозирование со стороны ИИ. Также виртуальный помощник на основании предыдущих покупок и другой информации, собранной через мобильные устройства, может предлагать релевантные для конкретного человека товары из одного магазина или нескольких.

Улучшение поиска в интернет-магазине

Благодаря глубокому обучению (deep learning), ИИ лучше распознает речь и естественный язык, точнее отвечает на вопросы. Он действует не так топорно, как система классического поиска, и может находить для клиента более четкие ответы и релевантные ответы — как в рамках сайта интернет-магазина, так и в более глобальном интернете. 

Например, Amazon использует ИИ, чтобы выдавать клиентам точные ответы на вопросы, анализируя описания продуктов или отзывы потребителей. То есть, если пользователь голосом спрашивает: «Сколько у такого-то ноутбука USB-портов», Amazon в ответ выдает или соответствующий раздел в описании ноутбука на сайте, или отзыв покупателя, где есть нужная информация. Также ИИ может справляться и с более сложными вопросами вроде «У какого из двух конкретных гаджетов лучше качество изображения?».

Повышение эффективности продаж

Внедрение ИИ в CRM-системы помогает находить новые возможности для отдела продаж, более точно отвечать на запросы клиентов и решать их проблемы. Например, с помощью ИИ покупатель на сайте находит для себя более релевантный товар. Так в онлайн-магазине North Face клиенты отвечают на вопросы вроде «когда и где вы будете использовать эту куртку?» через голосовой ввод. На основании ответов ИИ подбирает подходящие варианты. Причем алгоритмы учитывают не просто указания от производителя — например, по температурному режиму, но и данные по погоде в регионе, информацию от других покупателей. Похожим образом в онлайн-магазине LEGO-бот по имени Ральф помогает подобрать подходящий подарок к празднику: это принесло LEGO рост сезонных онлайн-продаж.

Персонализация с сохранением конфиденциальности

Клиенты хотят получать индивидуальные предложения от брендов, особый подход, но при этом им не нравится то, что бизнес стремится активно собирать персональные данные для этого. Компромиссом между конфиденциальностью и возможностями для сохранения персонализации могут стать ИИ-решения. Общаясь с клиентом, они будут получать ровно тот набор информации, который он даст и который будет релевантен для формирования индивидуальных предложений. Пользователь самостоятельно указывает, что он готов раскрыть компании, ставя/или не ставя галочки при сборе cookies или при подписке на рассылку, в личном кабинете магазина. Например, о покупках в магазине, о поисковых привычках, о запланированных домашних делах и так далее. Получением этой информации уже занимаются голосовые помощники на смартфонах и других устройствах, и они могли бы делиться данными с ретейлерами.

Борьба с поддельными отзывами

Отзывы и обзоры в интернете для многих людей играют большую роль в принятии решения о покупке. Это даже важнее, чем уникальное предложение со скидкой и другие промо-акции. И наличие негативных отзывов может отбить у покупателя желание что-либо приобретать. При этом распространена практика написания комментариев на заказ, в том числе от недобросовестных конкурентов. Определять поддельные отзывы может ИИ — например, у Amazon. Алгоритмы поднимают наверх в выдаче подлинные отзывы и использует только их для формирования рейтинга товара.

Анализ, прогнозирование, персонализация и распознавание естественного языка — одни из ключевых возможностей ИИ для e-commerce. В комплексе они способны улучшить взаимодействие потребителя с брендом на всех этапах: от выбора товара до покупки и дальнейшей поддержки. Поэтому современный e-com, заинтересованный в лояльных клиентах, будет все крепче связан с ИИ.

Материал по теме

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Материал по теме

Чат-боты становятся новыми маркетплейсами: как генеративный ИИ трансформирует онлайн-покупки

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.