Как дефицит курьеров меняет рынок доставки

Игорь Бахарев

Нет такой отрасли экономики, которая не ощутила бы на себе влияние пандемии, а некоторые и вовсе подверглись системной трансформации. Один из характерных примеров - рынок доставки. По данным SuperJob, в январе 2021 года спрос на курьеров вырос почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, при этом средняя зарплата курьера за год увеличилась на 40-60 %, а в некоторых случаях - более чем вдвое. Профессия, которая в недалёком прошлом рассматривалась исключительно как вариант подработки, сегодня становится одной из самых популярных, а логистическим компаниям приходится полностью перестраивать свою работу на изменившемся рынке. 

"В течение всего прошлого года объём интернет-заказов и потребность в курьерах росли, тогда как трудовая миграция на определённом этапе остановилась практически полностью. В этих условиях возник острый дефицит линейного персонала, и зарплаты курьеров стали расти. В то же время стало больше и требовательных клиентов, для которых своевременность доставки и качество оказания услуг стали определяющими факторами лояльности по отношению к службам доставки", - рассказывает руководитель HR-департамента компании "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова.

В результате конкуренция на рынке только обострялась, поэтому растущие затраты, включая расходы на оплату труда курьеров, полностью легли на плечи логистических компаний. Сохранение рентабельности потребовало трансформации практически всех бизнес-процессов

В частности, серьёзные изменения произошли в практике подбора и найма линейного персонала. Сегодня в этой сфере активно используются новые технологии и digital-инструменты, к примеру чат-боты, поиск в соцсетях, различные реферальные программы: в сферу HR пришли технологии, которые прежде использовались исключительно для привлечения клиентов.

Одновременно логистические компании расширяют воронку поиска персонала. Так, сегодня можно найти объявления о найме курьеров в возрасте от 16 до 60 лет. Многие работодатели охотно приглашают соискателей без опыта и обучают их. Нередко подбор персонала ориентирован на тех, кто ищет работу на смежных рынках. К работе в доставке активно привлекаются учащиеся и студенты, которым предлагают особые условия занятости и гибкий график. Многие работодатели предпочли полностью отдать подбор персонала на аутсорсинг. Об этом, в частности, говорит характерный для последнего времени рост числа агентств, специализирующихся на найме линейного персонала.

Как отмечает Кезикова, одной из наиболее сложных задач на изменившемся рынке стало поддержание высокого качества услуг, то есть мотивация курьеров в условиях кадрового дефицита.

"Сейчас нередко можно услышать, что службы доставки стали более лояльны к своим курьерам, чем к клиентам. Однако это совсем не так. На самом деле требования к персоналу не изменились и даже выросли, но при этом улучшилась и мотивация", - поясняет эксперт.

Например, логист разделил зарплату курьеров на фиксированную и переменную составляющие. Премиальные напрямую зависят от качества работы, действует индексация и гибкая система KPI. В результате сформировалась прозрачная система начислений, сотрудники видят ежедневное изменение своего дохода.

Изменения коснулись и работы службы качества. Сейчас каждое обращение клиента прорабатывается индивидуально и рассматривается как элемент непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Многие компании пошли ещё дальше и активно тестируют новые технологии, вплоть до использования роботов-доставщиков.

Можно сказать, что для логистики пандемия стала не только серьёзным испытанием, но и способствовала качественному перерождению отрасли, обеспечив её устойчивое развитие на годы вперёд.

Материал по теме

Мегамаркет и СДЭК объявили о стратегическом партнерстве

Материал по теме

Курьеров на электровелосипедах могут обязать получать права

Материал по теме

Коллапс на границе: голос рынка

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Маркетплейсы столкнутся с ростом затрат из-за новых требований ФНС

Маркетплейсы остаются "зоной повышенного налогового риска". Эту позицию обозначил глава Минфина Антон Силуанов в интервью каналу Россия 24. Он заявил, что часть продавцов на онлайн-площадках не соблюдает на...

"Самокат" и "Мегамаркет" сворачивают офлайн-эксперимент

Компании "Мегамаркет" и "Самокат" закрыли все три продуктовых магазина, открытые в 2023 году. Проект носил экспериментальный характер и больше не работает. В подмосковном Егорьевске на месте магазина...

Ozon запускает зоны для съемки распаковок в пунктах выдачи

В пилотных пунктах выдачи заказов Ozon в Москве появились зоны для съемки контента. Компания вместе с ВКонтакте тестирует новый формат, который позволяет покупателям снимать распаковки прямо на месте получе...

Поезд экосистемы Wildberries начал курсировать в метро Петербурга

Wildberries представил брендированный поезд в метро Санкт-Петербурга. Он курсирует по синей линии и будет работать месяц. Это шесть вагонов, каждый рассказывает о сервисах и продуктах экосистемы компании. П...

Восточная Европа стала драйвером роста европейского eСommerce

Оборот рынка B2C электронной коммерции в Европе вырос на 7% за год и достиг 819 миллиардов евро. Отраслевые ассоциации eCommerce Europe и EuroCommerce ожидают аналогичный рост и в текущем году. Номинальный ...

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

Easy Commerce (технологический партнер Okkam) представил ежегодный E-commerce Placement Ranker в категории FMCG, выделив ключевые драйверы роста и площадки-лидеры по эффективности продвижения. Российс...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.