Использование нейроисследований в рекламе и маркетинге: реальные кейсы

Игорь Бахарев

Нейроисследования набирают все большую популярность в различных сферах бизнеса. И особенно в рекламе и маркетинге, поскольку основным преимуществом нейроинструментов является возможность получить количественную оценку эмоциональной привлекательности коммуникационных материалов (баннеров, роликов, плакатов). Можно получить оценку людей определенного возраста и пола, сравнить отношение представителей целевой аудитории к разработанным вариантам рекламных материалов и понять, какие из них вызывают нужные эмоции в большей степени. Руководитель направления Globus Consulting Василий Ефанов поделился кейсами из своей практики и рассказал, как с помощью этих знаний возможно снизить риски запуска неэффективной рекламной кампании.

Возможность узнать вовлеченность (степень концентрации на материале) помогает выявить наиболее эффективные с точки зрения донесения ценностей компании плакаты, а также, элементы, которые задержали внимание пользователей.

С помощью добавления выявленных вовлекающих элементов можно скорректировать коммуникационные материалы.

Рассмотрим, как все это воплощается в жизни на конкретных кейсах из практики Globus Consulting.

КЕЙС № 1.Оценка имиджевых плакатов одного из крупнейших российских банков с помощью ИИ

Цели:

• Оценить имиджевые плакаты, предназначенные для размещения в клиентских офисах.

• Провести исследование на этапе макетов, чтобы иметь возможность скорректировать дизайн до массового размещения в сети филиалов.

Задачи:

1. Определить, какие плакаты наиболее привлекательны. Ранжировать.

2. Определить, что больше всего привлекает в плакатах. Выявить, какие эмоции возникают при просмотре плакатов.

3. Выявить причины положительных и отрицательных оценок.

Метод 1. Офлайн фокус-группа

  • 12 человек, физические лица.

  • 2 возрастные группы:

— молодая группа — 25–35 лет;

— старшая группа — 35–55 лет.

  • 8 клиентов компании, 4 клиента других организаций.


Качественный метод:

• Позволил наблюдать заказчику за живым обсуждением плакатов клиентами/неклиентами.

• Отразил эмоции пользователей при просмотре определенных тем.

• Выявил восприятие и понимание людьми образов и смыслов, транслируемых компанией.

Метод 2. Онлайн-анализ с применением компьютерного зрения

Количественный метод:

• Позволил проверить выводы фокус-группы на более массовой аудитории.

• Исследовал эмоции и вовлеченность пользователей при просмотре.

• Позволил выявить наиболее подходящие для целей заказчика

плакаты.


Фокус-группа:

  • 60 человек, физические лица

  • 3 возрастные группы:

— молодая группа — 25–30 лет;

— средняя группа — 31–40 лет;

— старшая группа — 41–55 лет.

Алгоритм исследования:

1. Собираем группу ЦА, профиль которой совпадает с будущими «зрителями» плакатов.

2. Онлайн демонстрируем ЦА плакаты и записываем лица через веб-камеру.

3. Фиксируем мимику (отдельно возможно фиксировать координаты взгляда — eye-tracking).

4. Определяем по видео уровень эмоций и вовлеченности (интереса) ЦА.

5. Формируем отчет:

— ранжирование плакатов по уровню и типу эмоций;

— ранжирование по уровню интереса;

— выявление различий в реакции зрителей с разбивкой по группам на основе: пол, возраст, клиент или неклиент

— возможно построить тепловую карту и маршрут взгляда.

Результаты

  1. Скорость:

— 1 день аналитика с применением ИИ;

— 2–3 дня сбор фокус-группы.

  1. Надежность. Выявлены и проранжированы наиболее привлекательные плакаты. Данные анализа ИИ совпали с оценками фокус-группы.

  2. Экономия. Сокращение издержек — выпуск только реально привлекательного для клиентов заказчика контента.

Артефакт-отчет:

• c подробным анализом оценки плакатов;

• реакцией и цитатами респондентов;

• графиками по эмоциям и вовлеченности;

• рекомендациями по зонам оптимизации.

Расскажем подробнее о решении Adreview, на основе которого проводилось исследование. 

Adreview — это сервис оценки и прогноза результативности рекламы на основе компьютерного зрения, разработанный командой Globus IT.

Что оцениваем:

Видео и баннерную рекламу

Что такое «результативность»? Это показатели двух метрик:

• VCR для видеорекламы = «досматриваемость»

• CTR для баннерной рекламы = «кликабельность»

На основании чего оцениваем:

• на основании эмоционального отклика по 6 эмоциям (радость, удивление, грусть, отвращение, страх, гнев), а также по их интенсивности и «знаку», то есть положительные они или отрицательные;

• вовлеченности = степени концентрации зрителя на демонстрируемом контенте;

• данных отслеживания взгляда (eye-tracking): тепловая карта + путь взгляда.

Какие задачи решаем:

— Как привлечь и удержать внимание.

— Как понять, почему изображение/видео провалилось.

— Как сократить расходы на маркетинг.

— Как тестировать быстрее конкурентов.

Где применяется Adreview:

— Крупный бизнес:

банки, телеком, ретейл, фарма, застройщики,

технологические сервисы (FoodTech, EdTech, RideTech и пр.)

— Малый бизнес:

селлеры на маркетплейсах (Ozon, Wildberries, Yandex)

«Мимика — это проявление эмоций. Одни и те же эмоции проявляются одинаковыми мимическими паттернами, то есть комбинациями мышц, которые можно типизировать на 6 базовых комбинаций, — рассказывает руководитель направления ML Globus IT Илья Померанцев. — Любой визуальный ряд вызывает у человека эмоции, реклама не исключение. Этот эмоциональный отклик явно коррелирует с результативностью рекламы».


Под результативностью понимается изменение целевых метрик:

• для изображений — кликабельность (CTR);

• для видео — досмотры (VCR).

Обе метрики влияют на итоговое действие: покупка, звонок, регистрация и пр.

«Применяя компьютерное зрение для определения реакций на изображении/видео у фокус-группы — лицо, мимику, эмоции, мы можем прогнозировать результаты рекламной кампании», — говорит Илья Померанцев.

В итоге все плакаты вызывали у зрителей превалирующую эмоцию радости. Анализ также позволил выявить различия в восприятии в разных возрастных группах. 

Интересные результаты показало восприятие плакатов в группе клиент/неклиент банка. Как выяснилось, неклиенты даже более позитивно отреагировали на плакаты, что говорит о том, что плакаты смогут положительно повлиять на решение сменить кредитное учреждение.

 «Проведенные исследования позволили быстро и качественно провести оценку рекламных макетов и определить, какие из них наиболее явно транслируют ценности банка для разных сегментов целевой аудитории, — резюмирует руководитель направления Globus Consulting Василий Ефанов. — Благодаря применению количественного нейроисследования выводы фокус-групп за короткий период были проверены на более массовой аудитории и на глубоком уровне нейрофизиологических реакций. В результате были выявлены наиболее подходящие визуальные паттерны, которые активируют ЦА, повышая эффективность разработанной на их основе коммуникационной стратегии».

КЕЙС № 2. Eye-tracking — оценка карточек товара на маркетплейсе

 Мы проанализировали карточки товара на маркетплейсах для компани, которая продает букеты из хлопка. 

Задачей исследования было:

• сравнить привлекательность карточки клиента с его конкурентами;

• выявить top-3 «якорных» элементов карточки.

Вводные:

• 8 карточек товара от 8 разных продавцов на WB

• 1 карточка нашего клиента

• 40 зрителей:

— пол: жен.

— возраст: 25–40 / 41–55+ лет

• гео: Москва + Московская область / Россия

Итоги анализа:

  1. top-3 «якоря»: скидка, цена, отзывы;

  2. на фото — фокус на сам товар: «вазы отвлекают»;

  3. инфографика полезна.


Кейс № 3. Оценка социальной рекламы

По просьбе заказчика ролика мы проанализировали реакцию на социальную рекламу против запрещенного и опасного культурного течения в среде молодежи, чтобы понять, насколько она будет эффективна в отношении своей ЦА.

Вводные:

 51 зритель:

— пол: муж./жен.

— возраст: 18–25 / 26–40 лет

— образование: высшее/прочее

— гео: Москва/Краснодар/Россия

Задача — выявить различия в восприятии в зависимости:

— от образования

— региона

— возраста

— пола

Вопросы для разметки данных:

1. Вам понятен смысл рекламы? (да/нет — 51/0)

2. До просмотра рекламы вы задумывались на тему, которая затрагивается в этой рекламе? (да/нет — 38/14)

3. Вы согласны с посылом рекламы? (да/нет — 48/4)

4. Вы готовы порекомендовать эту рекламу к просмотру другим людям? (да/нет — 44/8)

Итоги анализа:

• уровень вовлеченности явно различается в зависимости от образования, возраста и региона

• также есть явное различие в зависимости от погруженности в тему рекламного ролика

Вывод:

Если ЦА — это молодежь в регионах РФ без высшего образования, то ролик необходимо корректировать.


Василий Ефанов, Globus Consulting: Благодаря проведению предварительной оценки с применением нейромодели рекламных месседжей, креатива, дизайна и видеоматериалов можно повысить эффективность маркетинговых действий, выбирая оптимальные составляющие для каждой рекламной кампании.

Тестирование можно проводить для любых целевых групп, оценивая вовлечения и формируя заданный образ и отношение к бренду.

Это делает возможным не только быстро производить эффективную рекламу, которая будет максимально привлекательна для целевой аудитории, но и сэкономить на издержках благодаря отказу от запуска неоптимальных рекламных кампаний. 


Материал по теме

"Яндекс Маркет" внедряет автоматизацию рекламных ставок

Материал по теме

Распаковки набирают популярность: как видео влияют на покупки россиян

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.