Эксперты прорейтинговали российский e-Grocery

Игорь Бахарев

Эксперты студии клиентского опыта "Пульс" проанализировали крупнейшие магазины сегмента e-grocery и оценили цифровой опыт покупателей этих площадок.

В процессе исследования изучались три оставляющие:

1. Customer Journey Map - "маршрут покупателя", визуализация взаимодействия потребителя с продуктом или сервисом. Элементы взаимодействия относятся как к процессу покупки (цели и задачи покупателей, их действия, ожидаемый результат, проблемы и барьеры, препятствующие переходу на следующий шаг, точки касания (touchpoints), так и к психоэмоциональному состоянию потребителя (мысли, чувства, эмоции).

2. Функциональность интернет-площадки

3. Эмоциональный дизайн и уровень доверия к магазину

Customer Journey Map

Было проведено 30 немодерируемых этнографических полевых исследований в которых покупатели должны были найти сайт интернет-магазина в сети, собрать "Корзину" из 30 товаров и оформить заказ.

Были определены "точки контакта", в которых покупатели взаимодействуют с магазином:

1) поисковик (для поиска сайта),

2) главная страница интернет-магазина,

3) каталог продуктов,

4) опция поиска,

5) страница товара,

6) избранное/шаблоны,

7) корзина,

8) формы регистрации и подтверждения заказа,

9) личный кабинет,

10) SMS,

11) e-mail,

12) служба поддержки клиентов (телефон, чат).

На каждом этапе фиксировались эмоции и мысли покупателей. Они отражают то, что чувствовали покупатели и какие мысли у них возникали при взаимодействии с сервисом.

Например,

  • покупатели говорили о том, что “слишком много фото и изображений мяса”,
  • покупатели ощущают заботу магазина, когда замечают, что для них подобраны самые лучшие продукты,
  • покупатели чувствуют себя комфортно, когда они знают, что у них под рукой есть телефон магазина, описание процесса покупки и доставки,
  • wow-эффект возникал, когда покупатели видели “передвигающуюся по экрану корзину с товарами”, и когда в момент начала ввода названия магазина в поисковике сразу, без поиска, появлялся нужный сайт.

Кроме того, учитывались барьеры, с которыми столкнулись покупатели в процессе прохождения “маршрута ”.

Наибольшее количество баллов (20 баллов из 25 возможных) от покупателей получил интернет-магазин Ozon.ru.

Второе место занимает интернет-магазин "Азбука вкуса" с оценкой 19,67.

На третьем месте — онлайн-гипермаркет "Утконос" с 17,33.

01.png

Оценка функциональности

Больше всего очков в этом рейтинге получил магазин "Утконос", набрав 23,03 балла. На втором месте — "Азбука вкуса", набравшая 19,49 балла. В тройку лидеров также вошёл магазин "Перекрёсток" с показателем 19,41.

Эксперты подсчитали количество функций на сайтах. В частности исследовалась информационная поддержка, которую оказывают покупателям в магазине. Интересовало исследователей и то, сколько функций имеет каталог товаров. В частности, функции для выбора покупки без перехода на товарную карточку, дает ли магазин опцию выбора количества их, позволяет ли ввести количество с клавиатуры или только иконкой "+", есть ли возможность добавить товар в “Избранное”, имеется ли функция быстрого просмотра товара, есть ли возможность покупки товаров из окна выдачи результатов поиска и так далее.

02.png

Больше всего реализовано функций в "Утконосе", целых 152. Наибольшее количество функций из возможных магазин имеет в разделах “Информация для покупателей” и “Личный кабинет” — 82% и 78% от возможных.

За 100% принимается перечень соответствующего раздела чек-листа со списком всех возможных функций интернет-магазина.

Интернет-магазин "Азбука вкуса" имеет 120 функций. Больше всего функционала магазин реализовал в разделах “Информация для клиентов” и “Страница товара” — 64% и 60% соответственно.

"Перекрёсток" реализовал 123 функции, но оказался ниже в рейтинге. Эксперты объясняют это тем, что разные функции имеют разный весовой коэффициент. Максимальное количество функций "Перекрёсток" реализовал в разделах “Информация для клиентов”, “Страница товара” и “SMS и e-mail сообщения” — 73%, 66% и 64% соответственно.

Анализ эмоционального дизайна и определение уровня доверия

Анализ интернет-магазинов осуществляется по трём уровням эмоционального дизайна: "Базовый", "Функциональный", "Сознательный". Каждый уровень имеет ряд характеристик, которые оценивались как с точки зрения экспертов, так и из интервью с покупателями.

На "базовом" уровне сервис должен отвечать потребностям покупателей в надежности, безопасности, также преодолевать те барьеры, которые покупатели имеют при покупке продуктов онлайн: невозможность проверить товар, сомнения в свежести, сомнения в качестве. Например, имеют ли покупатели исчерпывающую информацию о продуктах (описание, состав, производитель и др.), пишет ли магазин на своем сайте о свежести доставляемых продуктов.

"Функциональный" уровень решает вопросы лёгкости и удобства использования функций интернет-магазинов, понятности общения сайта с покупателями, даёт свободу действий и возможность контролировать процесс.

"Сознательный" уровень предполагает, что взаимодействие покупателя с компанией на этом уровне приносит ему чувство удовлетворения. На этом уровне выстраиваются долгосрочные отношения — покупатели осознанно становятся приверженцами сервиса и бренда.

В тройку лидеров рейтинга вошли "Утконос", Ozon.ru и "Азбука вкуса", получившие 25, 22 и 20 баллов соответственно.

03.png

Уровень доверия покупателей этим интернет-магазинам имеет следующие показатели: 72%, 63% и 59% соответственно.

Общий рейтинг

Максимальное количество баллов по результатам трёх этапов исследования получил интернет-магазин "Утконос" - 65,36.

Второе место занимает Ozon.ru с показателем 60,71.

На третьем месте - "Азбука вкуса", итоговая оценка которой составила - 59,16.

04.png

Материал по теме

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Материал по теме

Рынок eGrocery продолжает расти ускоренными темпами

Материал по теме

Рынок eGrocery в 2024 году: исследование Go Mobile

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.