Битва за "последнюю милю": как китайские сервисы доставки переходят от ценовых войн к борьбе за качество

Игорь Бахарев
На китайском рынке доставки еды происходит небольшая революция. Крупные игроки — Meituan, JD.com и Ele.me — теперь соревнуются не в ценах, а в скорости и качестве сервиса. Особое внимание уделяется "последней миле" — быстрой доставке заказов прямо к дверям клиента.
Директор Китайского центра исследований занятости Чжан Чэнган отмечает сдвиг в поведении потребителей: "Формирование культуры мгновенного удовлетворения запросов создает новый тип экономического поведения, где скорость доставки становится ключевым фактором потребительского выбора".
По его словам, сейчас клиенты хотят получать заказы не через день, а в течение часа. Причём это касается не только еды, но и других товаров — от телефонов до мебели.
По данным China Internet Network Information Center, на сегодняшний человек в Китае 545 млн человек пользуются доставкой еды. Ожидается, что к 2027 году рынок вырастет до 1,96 трлн юаней.
Кто лидирует:
Meituan в июле побил рекорд — 150 млн заказов за день со средней скоростью доставки 34 минуты. Компания доставляет не только еду, но и электронику.
JD.com берет объёмами. У них много складов и широкая сеть доставки. Особых успехов компания добилась в премиальном сегменте, контролируя 45% рынка доставки высококачественных продуктов.
Alibaba не так давно интегрировал сервис Ele.me с экосистемой Taobao и Tmall. Теперь он демонстрирует впечатляющие результаты. Рост идёт с низкой базы, но измеряется сотнями процентов. 14 июля партнёры объявили о достижении нового рубежа в 80 миллионов ежедневных заказов, что стало историческим максимумом.
Есть и обратная сторона такой популярности сервисов доставки. Малому бизнесу сложно справляться с потоком заказов. Владельцы кафе жалуются на перегруженность, службы доставки заваливают их работой.
Массивные инвестиции
На фоне ожесточённой конкуренции гиганты наращивают объёмы инвестиций. Давние враги начали вторгаться на территорию друг друга в яростной борьбе за доминирование. Чёткие границы, когда-то разделявшие онлайн-покупки, доставку еды и бронирование путешествий, практически стерлись. Гиганты отрасли теперь борются сразу на всех фронтах, вливая десятки миллиардов юаней, в этой всё более дорогостоящей гонке за будущее цифровой коммерции.
15 июля Ассоциация предприятий общественного питания провинции Гуйчжоу опубликовала заявление, призывающее платформы доставки еды прекратить чрезмерные субсидии и недобросовестную конкуренцию.
В ответ на это правительство вмешалось, и Государственная администрация по регулированию рынка. Она призвала компании соблюдать законы для обеспечения добросовестной конкуренции. Эксперты считают, что так просто война не завершится и инвестиции продолжатся.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте