Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь

Игорь Бахарев

1 января 2019 года вступили в силу поправки в Закон о защите прав потребителей. Президент РФ Владимир Путин подписал их в июле 2018 года. Согласно документу, владельцев интернет-агрегаторов ждет ответственность за информацию о товарах и услугах, которую они размещают.

Как работают новые положения?

Объясняет Юрист, специалист по защите бизнеса в интернете digital-агентства Original Works Анна Стратулат.

Поправки внесли ясность, что же считать агрегатором. Это сайт, интернет-страница или программа, позволяющие рассмотреть предложения о покупке товаров или услуг, заключить сделку с продавцом (исполнителем) и оплатить покупку. Т.е по факту будет сложно отличить агрегатор от обычного интернет-магазина. На то и был расчет, чтобы посредник в лице агрегатора наряду с продавцом (исполнителем) нес ответственность перед потребителем.

Если вы не готовы к суровой реальности - удалите корзину, как это сделал Яндекс. Маркет. Тогда вы не будете подпадать под действие поправок.

Потребители - самая защищенная категория в отношениях с предпринимателями. Если права покупателей/заказчиков-юрлиц/ИП регулируются ГК, то в данной ситуации в дополнение к нему есть отдельный Закон, который каждым своим положением стоит на защите прав и интересов потребителей-физических лиц. И принятые поправки тут не исключение.

Самой частой претензией к продавцам (исполнителям) является несоблюдение требований о предоставлении потребителю необходимой информации (ст.10 Закона).

Так, до заключения договора продавец (исполнитель) обязан предоставить потребителю следующую информацию:

по товару/услуге:

  • основные потребительские свойства;
  • место изготовления/оказания;
  • цена и условия приобретения;
  • порядок оплаты;
  • условия доставки;
  • срок службы, срок годности, гарантийный срок;

по продавцу/исполнителю:

  • адрес (место нахождения);
  • полное фирменное наименование;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 2 ст. 26.1 Закона, п. 8 Правил продажи N 612).

Перечисленная информация должна доводиться в наглядной и доступной форме любым способом:

  • в описании товара (услуги);
  • в каталогах, проспектах, буклетах;
  • на фотоснимках и любых других носителях информации, распространяемой через интернет.

Все это позволит соблюсти требования ст. ст. 8, 10 Закона (Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).

Что же изменится для владельцев агрегаторов после принятия изменений?

  1. Владелец агрегатора должен будет размещать на сайте актуальную информацию о себе и продавце (исполнителе):
    • место нахождения (адрес);

    • режим работы;

    • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или регистрации ИП;

    • фамилию, имя, отчество (если имеется), индивидуального предпринимателя;

Кроме того, владелец агрегатора должен будет сообщать об изменениях в указанной выше информации.

  • Владелец агрегатора должен будет проверять поступающую от продавцов (исполнителей) информацию и размещать ее на своей платформе. За недостоверность или неполноту информации - ответственность в виде убытков, которые потребитель понес вследствие предоставления ему такой информации, и кара небесная.
  • Потребитель сможет предъявлять требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предоплаты товара (услуги). Владелец агрегатора вернет сумму полученной им предоплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления такого требования при одновременном наличии следующих условий:
    • товар, в отношении которого потребитель внес предоплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (либо услуга не оказана в срок);
    • потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.
  • Продавцы (исполнители) обязаны будут сообщать владельцам агрегаторов достоверную информацию о себе и размещать ее на своих сайтах. В случае изменения такой информации они должны проинформировать владельца агрегатора в течение одного рабочего дня с момента внесения изменений, одновременно уточнив информацию на своем сайте. Владелец агрегатора, получив такую информацию, также в течение одного дня должен внести изменения и на своем сайте.

Что можно ожидать?

  1. Владельцы агрегаторов будут закладывать риски в стоимость товаров (услуг) увеличением цены.
  2. Владельцы агрегаторов начнут отбирать добросовестных и надежных продавцов (исполнителей) для своих платформ. Увеличатся затраты на производство контента и внесение изменений.
  3. Владельцы агрегаторов будут массово корректировать оферты на сайтах в попытках снять с себя ответственность. В некоторых случаях это сработает. Например, если сейчас нет указаний, что агрегатор является посредником, то он в полной мере несет ответственность перед потребителем.
  4. Потребительский терроризм никуда не денется. Возможно, появятся те, кто специально будет искать отсутствие необходимой информации, или в случае нарушения сроков доставки требовать двойного возмещения: от агрегатора и от продавца (исполнителя).

Владельцам агрегаторов  необходимо проверить наличие достоверной информации о себе, товарах и продавце (исполнителе) на сайте и при ее отсутствии - запросить. Кстати, если вы хотите самостоятельно проверить свой сайт на наличие нарушений, воспользуйтесь чек-листами.


Пострадают ли иностранцы?

В новом законе есть пробел, который непонятно, как трактовать. Там говорится о предоплате как безналичном переводе денег именно владельцу площадки, из-за чего формально, например, AliExpress может под это требование не подпадать. "Эта формулировка закона не слишком удачная, потому что нередко площадки используют разные платежные шлюзы, проводят плату через разные юридические лица",- считает партнер "Зарцын, Янковский и партнеры" Роман Янковский. "Чтобы площадка считалась товарным агрегатором, оплата должны идти его собственнику, тогда как у AliExpress оплата идет через AliPay", - говорят эксперты. Таким образом, закон на AliExpress вряд ли распространится.

Как ковали закон:

В июле 2015-го Роспотребнадзор впервые предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», ограничивающие деятельность интернет-агрегаторов. Однако РАЭК и другие представители отрасли раскритиковали первую версию законопроекта, где сказано, что агрегатор будет "нести обязанности и ответственность продавца".

В частности, против законопроекта высказывались в Минэкономразвития: представители ведомства назвали среди основных минусов необоснованные издержки, дополнительные обязанности, перекладывание ответственности с продавца на агрегатор, а также недостаточная обоснованность проблемы, на решение которой направлен акт.

В июле прошлого года документ был проработан с учетом мнения игроков рынка. Из поправок исключили самые скандальные нововведения, предписывающие обязательный возврат агрегатором предоплаты потребителю, если сервис предоставил ему недостоверную информацию. Впрочем, уже к августу всё вернулось на круги своя. 

В конце июля 2018 года Госдума приняла документ во втором и третьем чтениях.

Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

В России разрабатывают ГОСТы для маркетплейсов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.