В Госдуме подсчитали потери от кроссбордера

Игорь Бахарев
Российский бюджет в 2017 году недосчитался 130 млрд рублей из-за потока трансграничных интернет-заказов, заявил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров. Такие потери связаны с тем, что зарубежные компании не платят НДС в России.

"Не могу не сказать об интернет-торговле иностранными компаниями. Коллеги, мы в 2017 году потеряли примерно 130 млрд рублей. Если мы будем также продолжать, то к 2020 году туда уйдет примерно 3 трлн рублей. Можно посчитать, сколько мы потеряем тогда. Более того, мы нанесем удар по собственному бизнесу", - цитирует "Интерфакс" выступление Макарова на Гайдаровском форуме.

Эксперты не уверены в точности такой оценки. "Вынужден признать, что чиновник оперирует непроверенными данными", - говорит глава НАДТ Александр Иванов.

НДС в России составляет 18%. С учетом "потерь" в 130 млрд, общая сумма кроссбордера в России должна составлять 722 миллиарда. Однако даже в АКИТ (а они не склонны преуменьшать проблемы трансграничной торговли) считают, что доля ее в обороте интернет-ритейла вырастет с 33% годом ранее до 37%, или 410 млрд рублей.

Руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов полагает, что Макаров закладывал в оценку потерь бюджета еще недополученные пошлины. "По электронике это может составлять и 10, и 30% от цены, и бывает в некоторых видах и больше", - говорит он.

Анна Кириллова из Института исследования товародвижения и коньюктуры оптового рынка добавляет, что надо учитывать не только налоговые потери, но и то, что недополучит ВВП в целом. "Покупается меньше товаров на территории РФ, а это и рабочие места, и инфраструктура, а значит все налоги в целом (от налога на прибыль до НДФЛ)", - говорит она. Оценить такие убытки для бюджета достаточно трудно, т.к. здесь в расчет надо брать целую массу факторов.

Однако, напоминает Иванов, даже это не объясняет, откуда у Макарова взялась уверенность, что ограничения принесут прибыль. "Контроль кроссбордера не приносит прибыли, а приносит убытки. Макаров очевидно не в курсе. Есть данные по всему миру. Это расходы для бюджета, а не доходы", - добавляет он.

Осенью британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young проанализировала, что будет, если в России все-таки введут НДС на трансграничные покупки. Результаты оказались неутешительны.

В своих расчетах аналитики исходили из того, что в 2016 году в Россию поступило 233 млн посылок из иностранных интернет магазинов. Средняя стоимость посылки из иностранного интернет-магазина в России в 2016 году составила 1295 рублей (по данным EY). Соответственно, поступления в бюджет от введения НДС составят 54,3 млрд рублей. А стоимость администрирования такого количества отправлений может составить 77,8 - 88,9 млрд рублей.

Кроме того, НДС приведет к росту цен, что потянет за собой всплеск нелегального импорта. В итоге цены станут выше, товары нелегальнее, бюджет обеднеет. В выигрыше останутся лишь крупные российские ритейлеры, которые сейчас и являются главными лоббистами закона.

"Мы решили проверить выкладки Ernst & Young и посчитали, сколько стоит администрирование кроссбордера, исходя из прогнозов 2018 года. Оказалось, что около 90 миллиардов рублей", - говорит Иванов.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ заявляют введение НДС для иностранных онлайн-магазинов "самым перспективным вариантом в плане выравнивания условий для них и российских интернет-ритейлеров". Минфин включил предложение о введении НДС для иностранных площадок в проект "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 гг"
Материал по теме

Мост через Амур как драйвер роста: экспорт китайских товаров через один пункт вырос в 48 раз

Материал по теме

Китайская мода завоевывает российский онлайн-рынок

Материал по теме

Европейская трансграничная электронная коммерция демонстрирует взрывной рост

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.