Три секрета обучения команды для онлайн-магазина: кейс магазина "Прораб"

Игорь Бахарев

 Руководитель по маркетингу в компании Прораб Станислав Автеньев рассказал о способах обучения сотрудников и о том, как это делают в онлайн-магазине Прораб.Шоп. В статье вы узнаете, как собиралась и развивалась команда "Прораба", как сотрудники обучаются в компании, и как планируется развивать бизнес в дальнейшем.

Как развивалась команда магазина Прораб?

Свой путь магазин "Прораб" начал в микрорайоне Кучино подмосковного города Балашиха. Тогда в компании, помимо ее основателя, было всего 3 сотрудника, а именно 2 грузчика и 1 водитель. В то время управляющий партнер и генеральный директор магазина Антон Токанин лично занимался поиском поставщиков и развитием бизнеса, а также брал все работы на себя: принимал и комплектовал заказы, выстраивал логистику, налаживал связи между сотрудниками, поддерживал общение с покупателями.

Но рано или поздно развитие коллектива необходимо, и спустя 3 месяца было принято решение расширять штат. При масштабировании необходимо искать специалиста под каждое направление, чем и занялся руководитель. Первым делом он решил освободить время на приеме заказов, и нанял на эту работу менеджера. Затем появилась потребность в финансисте, который бы правильно выстраивал кассовую политику и налоги. На этом этапе был нанят штатный бухгалтер. Число заказов росло, и следующими новыми сотрудниками стали водители, а также приобретено несколько грузовых автомобилей.

Сегодня штат компании насчитывает более 20 сотрудников, которые трудятся в разных отделах: 

  • закупки

  • комплектование и сборка

  • IT-поддержка и маркетинг

  • продажи

  • доставка

  • бухгалтерия и финансы.

Каждый отдел является звеном одной цепи. Так, без закупки не было бы пополнения склада, без продаж — обработки входящих заказов, а без маркетинга — и вовсе развития бизнеса. 

Половина успеха команды "Прораба" — грамотный рекрутинг. Каждый сотрудник проходит этапы онлайн-собеседования и личной встречи, во время которых учитывается характер личности, его достижения и стремления. Но одного только грамотного найма для успешного функционирования бизнеса недостаточно — важно уделять внимание адаптации и системе наставничества, которые помогают новому сотруднику "влиться" в компанию и успешно работать.

Как проходит обучение сотрудников?

Ценности "Прораба" — это благополучие компании и каждого сотрудника. Компания стремится к тому, чтобы сотрудники воспринимали работу как второй дом и стремились достигать с командой новых целей и высот. Чтобы прийти к этому, важно уделять внимание развитию каждого сотрудника в отдельности.

Почувствовать себя комфортно на рабочем месте помогают различные системы обучения — их в "Прорабе" несколько.

1. Адаптация новых сотрудников

После успешного собеседования и выхода на работу, новому сотруднику необходимо время, чтобы привыкнуть к компании и ее рабочему ритму. Этому этапу уделяется от 3 дней до двух недель, в течение которых новый сотрудник занимается изучением внутренних корпоративных правил. Каждый сотрудник должен быть знаком с ценностями, миссией и целями компании, а также знать ее историю и опыт. Поэтому вначале все знакомятся с этой информацией, а также изучают поставщиков и товарный ассортимент.

Особое внимание уделяется должностным инструкциям и ключевым навыкам. Например, менеджеры должны научиться пользоваться внутренними программными обеспечениями. Более того, они должны уметь правильно выстраивать свое рабочее время и вести переговоры. Так, менеджер по продажам должен разбираться в продуктах, понимать отличия одних товаров от других, а также не только продать то, что клиент хотел, но и то, что ему может понадобиться в его ремонте, например, грунтовку или штукатурку в зависимости от его ситуации. Период адаптации нужен для того, чтобы изучить все нюансы товарной линейки и посмотреть, как их реализуют другие сотрудники.

2. Наставничество

Если адаптация пройдена успешно, то начинается более глубокое погружение в работу. На этом этапе важно выявить способности и сильные стороны сотрудника и научить его грамотно их применять. Поэтому за каждым новым сотрудником прикрепляется наставник, который поможет закрепить материал и оценит уровень подготовленности специалиста.

До появления отдела закупок и продаж директор "Прораба"лично занимался наставничеством сотрудников. Его главный принцип — не заставлять, а договариваться и объяснять, для чего нужно то или иное действие. С расширением компании он стал обучать действующих менеджеров наставничеству и делегировал эту работу им. Сейчас наставник нового сотрудника — это человек из его отдела, занимающий аналогичную должность или должность выше, а главное — знающий все внутренние правила компании. Руководитель бизнеса контролирует процессы введения сотрудника в должность и обучает менеджеров нововведениям. Такой же путь наставничества проходят и сотрудники, решившие переквалифицироваться на другую должность или переходящие в другой отдел.

3. Еженедельные планерки

На этот формат обучения основателя "Прораба" вдохновило общение с другими предпринимателями и участие в клубе Т5. Он ввел в компании метод еженедельных собраний, или планерок, при которых каждый день недели посвящает разным отделам. Так, каждый понедельник он общается с отделом продаж, а по вторникам — встречается с сотрудниками отдела закупок. По этой же аналогии происходят собрания с каждым отделом компании.

На планерках происходит обсуждение результатов недели, оцениваются плюсы и минусы рабочих процессов, ставятся новые цели и разрабатываются планы действий. Для удобства они делятся на 4 части:

  • итоговая — обсуждение достижений отдела и подведение итогов отчетного периода, на основе которых будут делаться выводы;

  • фокусирующая — точечное изучение проблем, помогающее выстраивать задачи для достижения нужного результата на финише;

  • вдохновляющая — мотивация сотрудников на действия, в том числе — с помощью систем поощрения;

  • обучающая — грамотное делегирование задач, описание промежуточных шагов и рабочих схем на цифрах.

После того, как все эти процессы вступают в работу, директор следит за правильностью выполнения и помогает при необходимости. А параллельно он собирает обратную связь от сотрудников, которые указывают ему на больные точки во время работы — это помогает оптимизировать рабочие процессы.

Какие планы стоят по росту и развитию команды?

Бизнес должен расти вместе с сотрудниками. Так и в магазине Прораб.Шоп — каждую неделю появляются новые задачи в соответствии с тенденциями рынка и поведением покупателей. А значит, появляется потребность в новых сотрудниках, которые могут эти задачи реализовать. Они нужны почти в каждый отдел, ведь для достижения целей нужно работать всей командой.

Задачи бизнеса разные, поэтому и специалисты под них подбираются с разными навыками — то и системные, и творческие, и лонг плеи. Например, сейчас активно развивается Интернет-магазин Прораб, которому нужно качественное наполнение и продвижение в сети. Для этих задач основатель магазина расширяет отдел IT-поддержки и маркетинга. А в связи с сезонностью и ростом спроса — в планах расширять отдел продаж и ввести новую должность по работе с поставщиками и дилерами. Новые заказы потребуют расширения логистической сети, поэтому в скором времени будет актуален найм водителей и грузчиков.

Обучение:

Что касается обучения, то и тут вопрос не стоит на месте. Сильная команда — это квалифицированная команда, поэтому и форматы обучения планируется расширять. В дальнейшем сотрудники смогут обучаться по следующим направлениям.

  • Форумы. Здесь работники отделов будут слушать лекции экспертов строительной сферы, узнавать о новых тенденциях рынка и даже сами выступать в качестве спикера. Это отличная возможность расширить знания о своей работе и обязанностях.

  • Выставки. На таких мероприятиях можно презентовать компанию, продукты и себя как менеджеров, приглашая к взаимодействию потенциальных заказчиков. И конечно, можно ознакомиться с продуктовой линейкой конкурентов и оценить их способы работы, чтобы улучшать свои рабочие процессы на основе рыночных тенденций.

  • Бизнес-тренинги. Это практический формат обучения, на котором гости могут как узнать полезную информацию о ведении бизнеса, так и научиться конкретным техникам. Например, менеджеры по продажам здесь тренируют навык ведения переговоров и отработки возражений.

 

Благодаря новым форматам обучения, команда повысит уровень профессионализма и качества работы. Чем больше сотрудников растет и обучается, тем больше и быстрее можно достигать поставленных целей. А у руководителя, тем временем, будет возможность заняться развитием новых направлений бизнеса.

Обучение дает пользу в нескольких направлениях. Во-первых, каждый сотрудник развивается как личность и как специалист, что повышает его ценность для компании. Во-вторых, эти меры помогают вывести компанию на новый уровень благодаря командной и профессиональной работе. В-третьих — это предостерегает от текучки кадров. А бизнес, тем временем, процветает и имеет все возможности масштабироваться.



Материал по теме

Как увеличить продажи на Wildberries весной: секреты и примеры

Материал по теме

Профсоюзы сообщают о массовых увольнениях в ряде еком-сервисов

Материал по теме

7 трендов eCommerce России в 2024, которые будут работать и в 2025

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.