Почти 70% ритейлеров столкнулись с утечками данных в 2023 году

Игорь Бахарев

Опрос, проведенный разработчиком "СёрчИнформ" показал, что в 2023 году ритейл массово сталкивался с утечками данных. Инциденты случались как по вине сторонних злоумышленников, так и со стороны собственных сотрудников компаний.

Инциденты

В 2023 году компании из сферы ритейла стали реже фиксировать кибератаки. О внешних атаках заявило 28% респондентов против 33% в 2022 году. Что касается внутренних ИБ-нарушений, их в 2023 году фиксировали 24% ритейлеров. По-прежнему остается высокая доля тех компаний, которые затруднились ответить на вопрос - 37%.

Рисунок1.jpg

По данным исследования, в 2023 году 83% ритейлеров столкнулись с внутренними инцидентами по вине сотрудников, из них 67% фиксировали утечки данных. Также участники опроса сообщили и о других инцидентах внутренней безопасности: дискредитация компании со стороны сотрудников (33%), откаты и взяточничество (29%), фирмы-боковики/сторонняя занятость (21%) и внешние атаки через сотрудников (19%). Кроме того, 17% российских ритейлеров сталкивались с промышленным шпионажем.

Рисунок2.jpg

В 2023 году вместе с персональными данными (30%), как и годом ранее, в зоне повышенного риска оказалась информация о клиентах и сделках. 62% респондентов указали, что такие данные утекают чаще всего. На третьем и четвертом местах - финансовая информация (28%) и техническая документация (25%).

Рисунок3.jpg

Портрет нарушителя

Среди виновников нарушений респонденты называют рядовых сотрудников. За год этот показатель вырос на 10% - до 77%. В 33% компаний заявили о том, что виновники инцидентов - линейные руководители. Доля нарушений среди контрагентов составила 17%, руководителей направлений - 15%, внештатных специалистов - 12%, топ-менеджмента - 7%.

Рисунок4.png

В случае инцидента ИБ 18% ритейлеры оповестят надзорные органы. 90% компаний проведут закрытое внутреннее расследование, а 25% сообщат о ситуации пострадавшим сотрудникам, клиентам и партнерам.

Бюджеты на информационную безопасность

Об увеличении бюджетов на ИБ в 2023 году заявило 37% компаний из сферы ритейла, при этом 56% компаний оставили финансирование информационной безопасности без изменений, 7% - урезали бюджеты. По сравнению с прошлым годом организации стали больше выделять средства на инфобез. В 2022 году о росте бюджетов заявило 24% респондентов.

Чаще всего ритейлеры выделяли бюджеты на продление лицензионных ключей (72%), закупку нового оборудования и ПО (51%) и оплату техподдержки (48%). Финансировали импортозамещение зарубежного ПО - 22% ритейлеров.

Рисунок5.jpg

"Компании из сферы ритейла имеют традиционную проблему - инсайдерство. Для этой отрасли информация (о клиентах, сделках, поставщиках, ценах) - суть бизнеса и один из основных активов. Поэтому защитные решения по большей части уже внедрены, что и объясняет распределение бюджетов на оплату поддержки и продление лицензий. Однако набирает обороты и импортозамещение, причем, без каких-либо регуляторного давления извне (ритейл не обязан внедрять отечественное ПО и оборудование). Считаю данный факт показателем зрелости российских ИТ-компаний, выпускающих прикладные решения", - прокомментировал ситуацию руководитель отдела аналитики "СёрчИнформ" Алексей Парфентьев.

Лишь 4% компаний заменили иностранные операционные системы (ОС) и базы данных (БД) на отечественные. В процессе перехода находятся 10% опрошенных, 41% только планирует. 45% респондентов заявили, что не будут переходить на отечественные ОС и БД. Основные трудности, по словам опрошенных, связаны с совместимостью решений с текущим софтом и оборудованием.

Ситуация с кадрами

Результаты опроса также показали, что ИБ-специалисты в сфере ритейла по-прежнему в дефиците. Так ответили 62% опрошенных. 14% респондентов сообщили, что дефицит ИБ-кадров усилился. 20% ритейлеров отметили, что никогда не испытывали сложности с наймом специалистов.

Рисунок6.jpg

Также 40% компаний проводят профессиональную переподготовку своих сотрудников, 23% - используют аутсорсинг ИБ, 22% - привлекают готовых специалистов с рынка, 4% -нанимают студентов/выпускников.

Материал по теме

А ты кто такой? Как вы теряете клиентов из-за проблем с идентификацией

Материал по теме

94% мобильных приложений интернет-магазинов содержат критические уязвимости

Материал по теме

Эксперты рассказали о проблеме детского онлайн-шопоголизма

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

 Ozon расширил на регионы сервис доставки товаров "по клику курьером". Услуга, ранее доступная в Москве, стала работать во всех городах присутствия сервиса Ozon Fresh. Новый формат позволяет покупате...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.