Основные тренды eCommerce - 2021 по версии SearchNode

Игорь Бахарев

Международная технологическая компания SearchNode опубликовала ежегодный отчет о последних тенденциях электронной коммерции. В нём она рассказала о влиянии Covid-19 на мировой рынок eCommerce и спрогнозировала тенденции, которые будут влиять на продажи в 2021 году. Исследование построено на 100 интервью с руководителями компаний электронной коммерции из Европы и Северной Америки, которые эксперты SearchNode провели в конце года. Приводим самые интересные моменты этого отчёта. 

Финансовые результаты

Большинство компаний электронной коммерции увеличили свои доходы от продаж во время локдауна весной 2020 года. Согласно опросу, 90% компаний заметили, что их онлайн-продажи увеличились, по крайней мере, немного, при этом 50% респондентов заявили, что они выросли более чем 100 процентов. Но все же 6% говорят, что их доход от электронной торговли снизился во время изоляции.

Интересно, что конец изоляции не оказался столь фатальным, как многие ожидали. Хотя потребители снова начали делать покупки в обычных магазинах, 86% респондентов заявляют, что их продажи в интернете все равно росли, и только 4% пожаловались на снижение доходов.


Из-за Covid-19 были нарушены традиционные цепочки поставок, что напрямую влияет на размер прибыли. Между тем, 38% респондентов SearchNode отметили, что маржинальность онлайн-прибыли выросла во время глобального локдауна, в то время как для 40% ситуация не поменялась. Только 15% заявили, что маржинальность уменьшилась.

Партнёр B2Basket.ru Сергей Егорушкин предполагает, что такой эффект был связан с ростом плотности заказов, который привёл к размыванию выросших затрат по отношению к каждому конкретному проданному товару. В результате стоимость всех звеньев логистики (например, расходы на аренду склада) для отдельного заказа снизились, а маржинальность выросла.

В результате финансовые показатели 2020 года оказались не такими уж плохими для многих компаний электронной коммерции. Большинство из опрошенных (63%) считают год (с января до октября) успешным. 28% респондентов утверждают, что их бизнес в сфере электронной коммерции идет хорошо, а в физических магазинах - нет. И, что удивительно но 2% сказали обратное.


Влияние Covid-19 на персонал

Пандемия привела к изменениям в штате компаний. Около 44% заявили, что им пришлось провести перетасовки в персонале, при этом в 3 из 10 компаний нанимали больше людей на время локдауна. Другая сторона медали заключается в том, что 26% респондентов были вынуждены уволить людей с некоторых позиций, а в 15% компаний заявили, что им пришлось снизить зарплату своим сотрудникам. 5% при этом даже удалось повысить зарплату. И что еще более удивительно: 21% компаний вообще не адаптировали свой персонал к локдауну.


Измерения для физических розничных продавцов

Еще один интересный результат исследования заключается в том, что среди розничных продавцов, у которых есть как онлайн-, так и офлайн-магазины, 23% заявили, что их офлайн-продажи увеличились, а 16% удалось сохранить уровень продаж. У 43% респондегнтов оффлайн-продажи упали.


Многим традиционным розничным торговцам пришлось кардинально изменить свой бизнес, если они хотели избежать банкротства. Для этого в прошлом году было введено много новых практик. 31% участников предложили самовывоз из магазина, а 26% предпочли доставку на дом. К сожалению, примерно каждому пятому пришлось закрыть некоторые физические магазины навсегда.


В целом, коронавирус сильно повлиял на ритейл на разных уровнях. Среди основных проблем для предприятий, которые используют онлайн-канал, чаще всего упоминались нарушенные цепочки поставок (57%) и не способность удовлетворить возросший спрос на товары. Стали проблемой и ограничения в операционной деятельности, в управлении запасами и общая нехватка сотрудников. Лишь 11% онлайн-магазинов испытали падение спроса.


Новые стратегии

В прошлом году многие респонденты заявили, что планируют внедрять, улучшать или изменять персонализацию, поиск по сайту и омниканальность. В этом году 45% ритейлеров говорят, что в дальнейшем будут уделять больше внимания цифровой части своего бизнеса, корректируя ассортимент, инвестируя в новое программное обеспечение для электронной коммерции или уделяя больше внимания каналам онлайн-маркетинга. Каждый восьмой говорит, что в его компании планируют скорректировать цепочки поставок, от незначительных изменений до полной трансформации логистики. 20% респондентов признали, что понимают: пришло время перемен, новые стратегии надо воплощать в жизнь гораздо быстрее, чем раньше.

Что касается возможности нового локдауна в 2021 году, то 70% заявили, что уже готовятся к нему. 1% заявили, что они все еще находятся в изоляции. Интересно, что 20% компаний-участниц опроса вообще не готовятся к новой изоляции.

В преддверии нового локдауна более половины компаний делают всё для того, чтобы сотрудникам было удобно в будущем работать из дома. 39% диверсифицируют цепочки поставок и расширяют присутствие на рынке электронной коммерции, 36% респондентов улучшают веб-инфраструктуру, 32% - увеличивают маркетинговые бюджеты, а 29% опрошенных компаний вкладываются в наем большего количества людей.


В 2021 году 78% компаний планируют увеличить свой бюджет на цифровую торговлю. 2% за то, чтобы уменьшить его. Еще 16% планируют сохранить примерно на прежнем уровне.

Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries начнет продавать недвижимость

Wildberries планирует расширить ассортимент и добавить продажу недвижимости. В настоящее время ведутся переговоры с двумя крупными проектами о сотрудничестве. Об этом сообщила основатель Wildberries, глава ...

2MOOD сталкивается с проблемами из-за переезда склада

Интернет-магазин женской одежды 2MOOD рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются клиенты площадки при попытке заказать на сайте одежду. Бренд опубликовал обращение к клиентам, в котором объяснил задержк...

Marks & Spencer возобновляет онлайн-продажи после мощной атаки

Британский ритейлер Marks & Spencer частично восстановил работу интернет-магазина спустя более чем шесть недель после кибератаки, которая полностью парализовала его онлайн-сервис. Тем не менее, проблемы ком...

Walmart представляет умного помощника для покупок нового поколения

Walmart сделал очередной шаг в цифровой трансформации ритейла, запустив виртуального ассистента Sparky на основе генеративного искусственного интеллекта. Этот инновационный сервис доступен через кнопку "Ask...

Яндекс Лавка запустила сервис в Сочи

К концу июня 90% жителей Центрального района Сочи смогут воспользоваться сервисом Яндекс Лавки. Ассортимент включает более 4 000 товаров, среди которых готовая еда и продукты для дома. Доставка осуществляет...

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.