Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев
Несмотря на полулегальный статус интернет-аптек, ограниченный сервис и сдержанный маркетинг, российский рынок онлайн-торговли лекарствами активно растёт. Сооснователь Data Insight Борис Овчинников рассказал о том, как развивается этот eCommerce-сегмент в России:  об основных его игроках, потенциале и надеждах. 

За 2017 год через онлайн-канал было совершено более 12 миллионов заказов лекарственных препаратов. Покупатели лекарств потратили более 21 миллиарда рублей.

01.png

Подавляющая часть этих заказов (11 миллионов) было размещено в интернет-аптеках. Всего там было куплено товаров на 16.5 миллиардов рублей. Каждый 22-й заказ, совершаемый в российских интернет-магазинах - это заказ в интернет-аптеке.

02.png

"Пока ещё доля онлайна в аптечном ритейле не очень велика, но уже значима. Число заказов не сравнимо с тем, что происходит в сегментах одежды, обуви и электроники, но уже сопоставимо, например, с косметикой. И уж точно больше, чем в "продуктах питания". Два года назад рынок был уверен, что вот-вот "выстрелят" продажи алкоголя. На "фарму" не ставил никто, а зря. Просто про заказ алкоголя думать приятно, но реальные продажи в фарме", - рассказывает Овчинников.

При этом, если считать рынок не в числе заказов, а в деньгах, то тут показатели рынка выглядят существенно слабее, так как в этом сегменте маленький средний чек. Если считать долю онлайн от офлайна, то в деньгих она будет составлять почти 2%, что есть даже меньше, чем доля eСommerce в российском ритейле. Впрочем, даже это гораздо больше, чем можно было бы ожидать, учитывая непонятный юридический статус онлайн-сегмента.

Рост рынка в 2017 году составила 32%. Речь идёт обо всём сегменте медицинских товаров, включая интернет-аптеки. По прогнозам в 2018 году (предварительная оценка по крупнейшим онлайн-продавцам), рост составит около 43%.
"Добавлю, что динамика очень сильно варьируется по разным игрокам. От кратного роста до заметного снижения. Не все выдерживают уже вполне заметную конкуренцию на этом рынке", рассказывает Овчинников.

Крупнейшие игроки

На данный момент на рынке есть главный большой лидер - "Аптека.ру". Есть несколько больших онлайновых проектов, которые пытаются с ним конкурировать. Кроме этого, работает множество небольших сетей, у каждой из которых нет аудитории больше 500 000 человек в месяц.

03.png


Интернет-аптеки - сегмент рынка eCommerce с рекордным разбросом по качеству аудитории (и по конверсии) .

03_1.png

"Если посмотреть на первую семёрку самых популярных проектов, то видно, что аудитория далеко не всех из них одинаково активна. Очень хорошие показатели демонстрирует портал "Аптека.ру". На этом фоне резкий провал у других онлайн-проектов. Неплохие цифры у крупнейших сайтов аптечных сетей, до 15 страниц в месяц. Это не удивительно, учитывая то, что на крупном портале надо найти товар, заказать, указать в какой аптеке будешь получать, и так далее. Сделать заказ меньше, чем за 5-6 кликов, тяжело. Если это не площадка, где покупаешь стандартный товар раз в месяц", - отмечает Овчинников.

04.png


Однако, добавляет эксперт, самая активная аудитория - у ряда региональных сетей, которые умеют вовлечь своих офлайн-покупателей в онлайн-коммуникацию.

05.png

"Мы не сразу поняли, что именно фарм-сегмент в принципе нельзя измерять традиционным параметром - количеством посещений. По нашему мнению, самый лучший косвенный показатель - количество страниц, просмотренных за месяц в сумме на сайте. Здесь мы видим другую картину. Есть один безусловный лидер - "Аптека.ру". Это примерно половина совокупной посещаемости по всем крупным и средним игрокам. Дальше с огромным отрывом идёт список, где большие федеральные или московские проекты перемешаны с наиболее успешными аптечными сетями. Там трафик в миллионы хитов в месяц при хорошем показателе конверсии", - рассказывает Овчинников.

06.png

Перспективы роста

Рынок лекарств уникален с точки зрения обилия мощных позитивных драйверов для его развития, считают эксперты. Когда игроку на этом рынке удается запустить интернет-канал получения заказов, он получает существенное конкурентное преимущество в своем регионе, так как на его стороне - повышенная лояльность, и большие возможностей коммуникации с покупателями.

Клиенты интернет-аптек понимают, что онлайн-площадка даёт возможность осознанного и удобного выбора товара. На стороне интернет-продавца - низкая цена, а не секрет, что люди идут в онлайн именно в поиске экономии, особенно при покупке дорогих лекарств. Кроме того, покупатели получают гарантию, что они найдут нужное лекарство в аптеке, ведь в онлайне всегда можно выбрать нужную площадку. Наконец, именно онлайн-канал зачатую становится единственным способом получить лекарство для тех, кто не может сам сходить в аптеку.

Сроки и точные параметры легализации и либерализации онлайн-заказа лекарств еще не определены - а гонка уже началась: аптечные сети, интернет-проекты дистрибьюторов, ozon.ru, utkonos.ru, beru.ru. Мало того, для некоторых аптечных сетей сильные позиции в онлайне уже являются существенным конкурентным преимуществом на своем региональном рынке.
"Надо помнить о том, что даже небольшая сеть, которая реализует онлайн-канал, имеет колоссальное преимущество перед офлайн-аптекой. Её курьер с профильным образованием способен дойти до клиента за 5 минут или за 15. Пока, наверное, рано говорить, как именно, но развитие онлайн-продаж будет менять в целом рынок аптечных сетей", - уверен Овчинников.

Материал по теме

Рынок FMCG в электронной торговле достигнет 1,7 трлн рублей к 2025 году

Материал по теме

9 из 10 россиян участвуют в распродажах: что покупают и сколько тратят в Чёрную пятницу

Материал по теме

Регионы задают темп: eСommerce выходит за пределы столицы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Готовая еда усиливает позиции в онлайн-канале Лента PRO

Онлайн-направление в программе для корпоративных клиентов Лента PRO показывает рекордный рост интереса к готовой еде. За январь - октябрь 2025 года число онлайн-заказов увеличилось более чем на 200% по срав...

"Банки против маркетплейсов": почему эпоха eCommerce-вольницы подходит к концу

Конфликт между крупнейшими банками и маркетплейсами вокруг скидок и программ лояльности перерос из технического спора о платежах в системный вопрос о будущем регулирования цифровой экономики. eCommer...

Спрос на доставку еды среди аудитории 55+ растет

Старшие пользователи все активнее заказывают еду онлайн. За последний год люди в возрасте 55+ стали пользоваться доставкой в 1,5 раза чаще. Пандемия показала, что онлайн-покупки удобны и безопасны. Приложен...

Татьяна Ким пошла войной на банки

Основательница Wildberries Татьяна Ким выступила с открытым письмом к ЦБ, правительству и парламенту после того, как крупнейшие банки потребовали запретить маркетплейсам субсидировать скидки через собственн...

Рынок доставки готовится к новым требованиям для курьеров

Курьерам, которые доставляют онлайн-заказы на транспорте мощностью от 0,25 до 4 кВт, возможно, придется получать права категории "М". Об этом заявил глава комитета Госдумы по транспорту и развитию транспорт...

Роботы Яндекса начали доставку в Петербурге

Яндекс начал роботизированную доставку в Санкт-Петербурге. Первые машины уже развозят онлайн-заказы сервиса Яндекс Лавка в Приморском районе. Выбрать доставку роботом можно в приложении, и компания планируе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.