Нелегальные лекарства остаются проблемой для российских маркетплейсов

Игорь Бахарев
Несмотря на заявления площадок о борьбе с незаконными продажами, на Wildberries и Ozon продолжают находить препараты без регистрации в РФ. Московское общество защиты потребителей (МОЗП) направило премьер-министру Михаилу Мишустину обращение с требованием усилить контроль.
По данным МОЗП, на Wildberries под видом БАДов продают китайские средства, позиционируемые как лекарства от рака. Также на площадке обнаружили временные зубные пломбы, которые селлеры предлагают устанавливать самостоятельно. В организации считают, что маркетплейс допускает такие товары "умышленно в целях получения выгоды".
Косвенно на это указывает статистика: за январь-май 2025 года число предостережений Генпрокуратуры в адрес Wildberries выросло на 260% в годовом выражении. МОЗП предлагает вывести маркетплейсы из-под действующих ограничений на проверки и дать надзорным органам право применять "полноценные санкции".
В Wildberries заявили, что работают "исходя из принципа добросовестности продавцов": селлеры подтверждают соответствие товаров законодательству при регистрации. Безрецептурные лекарства разрешены только при наличии лицензии, рецептурные - продаются по модели click & collect через аптеки-партнеры.
Ozon также ограничивает продажи лекарств "закрытой" категорией для лицензированных аптек, а БАДы проходят проверку регистрационных свидетельств. При нарушениях карточки скрываются.
Летом 2024 года Роскачество выявило на маркетплейсах 60 тыс. БАДов без регистрации, 400 - с запрещенными компонентами и 200 карточек с рецептурными препаратами под видом добавок.
В феврале Торгово-промышленная палата предложила ужесточить регулирование интернет-торговли БАДами. Между тем, рынок БАДов остается прибыльным: за первое полугодие 2025 года его объем в России достиг 85,8 млрд рублей (DSM Group). Это делает борьбу с нелегальными продажами еще более актуальной.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте