Кто в России покупает лекарства в интернете?

Игорь Бахарев

Аналитики рекламной платформы SlickJump совместно с компанией "Ютекапроанализировали статистические данные, полученные в ходе комплексного исследования эффективности применения в России инструментов стимулирования онлайн-торговли лекарствами. Эксперты компании рассказали о результатах этого исследования.

В марте 2020 года президент России подписал указ, разрешающий дистанционную продажу безрецептурных препаратов. На тот момент в России больше 60% интернет-пользователей заявляли о готовности заказывать лекарства дистанционно. Спустя год, эксперты оценили рост и сегментацию клиентской базы интернет-аптек, а также оценили, насколько эффективными были инструменты стимулирования торговли лекарствами.

В результате исследования было собрано несколько массивов данных. Один из них - это социально-демографические показатели покупателей онлайн-аптек, а второй массив состоял из данных читателей тематических публикаций о здоровье на популярных площадках в Рунете. При этом учитывались только те публикации, где можно было заказать лекарство онлайн прямо из статьи. Таким образом, исследователи впервые смогли связать интерес читателя и покупку, что позволило получить детальное представление о том, кто в России покупает лекарства в интернете. 

По словам директора аптечного маркетплейса "Ютека" Кирилла Якобенко, больше всего лекарства в Сети заказывают женщины (59%), соответственно мужчины - 41%. По возрасту аудитория разделилась следующим образом: от 18 до 24 лет - 7,09%, 25-34 года - 29,7%, 35-44 года - 24,7%, 45-54 года - 16%. На клиентов в возрасте младше 18 и старше 54 лет приходится 22,51% покупок лекарств в интернете. 

Возрастные показатели коррелируют с данными, которые были получены SlickJump в ходе  изучения посетителей контентных страниц интернет-площадок, о здоровье, красоте и лекарственных препаратах. Исполнительный директор SlickJump Антон Ермаков, рассказал, что доминирование женской аудитории подтверждается, на его долю приходится 65% визитов. 

«Женщины стали драйверами развития интернет-торговли лекарствами в России. Они значительно больше интересуются темой лечения, здоровья и ЗОЖ, и как показывают данные интернет-аптек еще и активно пользуются возможностями дистанционного заказа и поиска выгодной цены на препараты», — сказал Антон Ермаков. 


Популярность интернет-аптек за период с начала 2020 года по начало 2021 заметно выросла (по оценке ДСМ рынок онлайн аптек за год вырос примерно на 25-30%). Но этот формат торговли не стал доминировать на рынке фармацевтических товаров. По словам Кирилла Якобенко, доля оффлайн точно уменьшится, но онлайн не станет доминирующим.«Если ориентироваться на текущие темпы роста, онлайн-торговля сможет дорасти до 20-30% рынка за 5 лет», — сказал он. 

Что касается платежеспособности клиентов интернет-аптек, то значительная доля заказов приходится на лекарства из средних и низких ценовых категорий. Таким образом, портрет среднестатистического покупателя интернет-аптеки  выглядит следующим образом - это женщина со средним достатком в возрасте до 34 лет. 

«По интересам пользователей, типам их устройств, а также анализу структуры заказов можно сказать, что преобладает аудитория с невысоким и средним достатком. Нашим пользователям важно сэкономить на лекарствах», — говорит Кирилл Якобенко. 

Эксперты уверены, что пока онлайн-аптекам удалось привлечь наиболее активную аудиторию интернет-пользователей. Но среди потенциальных потребителей лекарств в сети, остается много людей, которые не доверяют такому формату торговли, ориентируясь на ошибки e-commerce в других областях.
 

«Уровень доверия к аптекам в интернете в России пока достаточно низкий, это подтверждают и исследования международной группы компаний Stada. При этом россияне, предпочитают использовать возможность заказа лекарств онлайн для поиска наиболее выгодных ценовых предложений. Фактически, основная ценность заказа лекарств в интернете сводится к поиску самой низкой цены в аптеках, которые представлены на маркетплейсах и при этом находятся в шаговой доступности», — сказал Антон Ермаков.  

Эксперты полагают, что популярность аптек в интернете расти резко не будет. Чтобы существенно повысить продажи лекарств в интернете нужно привлечь покупателей от 45 лет и старше. Сейчас таких клиентов - не достаточно, чтобы обеспечить увеличение среднего чека и покрытие расходов на доставку. 

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Рост российского ритейла резко замедлился на фоне активизации онлайна

Темпы роста выручки десяти крупнейших российских ритейлеров по итогам первого полугодия 2025 года резко замедлились. Их совокупный оборот увеличился на 14,1% до 6,8 трлн рублей, что значительно ниже прошлог...

Яндекс Маркет расширяет программу верификации товаров

Яндекс Маркет расширяет действие программы "Оригинал" на ключевые товарные категории, включая бытовую технику, электронику, авто- и спортивные товары, а также продукты питания и бытовую химию. Данная метка ...

Яндекс Лавка выводит на рынок Петербурга новый формат даркмоллов

В Санкт-Петербурге стартовал пилотный проект сервиса Яндекс Лавка под названием "Большая Лавка". Новый формат, основанный на принципе даркмоллов, значительно расширяет ассортимент доступных к заказу товаров...

Экспресс-доставка продуктов наращивает обороты

Рынок онлайн-продаж продуктов демонстрирует растущий разрыв между ключевыми каналами. Согласно исследованию Easy Commerce, сервисы экспресс-доставки наращивают обороты, в то время как маркетплейсы показываю...

Осенний сезон подстегнул грузооборот маркетплейсов

Объемы поставок товаров для маркетплейсов резко выросли в преддверии осеннего сезона. По данным совместного исследования ГК "Деловые Линии" и ритейлера Lamoda, в августе больше всего на склады онлайн-площад...

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

Хотите узнать, почему клиенты бросают корзину на этапе оплаты и как это исправить? По данным исследований, почти 70% покупок не доходят до завершения из-за недоверия к сайту, сложного процесса или отсутствия...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.