Китайская грамота: на что обратить внимание при заключении договора на поставку товара с китайской фабрикой

Игорь Бахарев

Подписание контракта на поставку товаров с китайской фабрикой требует  должной осмотрительности, чтобы защитить интересы покупателя и обеспечить успешное сотрудничество. О том, на какие факторы селлеру стоит обратить внимание при заключении прямого контракта с китайскими производствами рассказывает генеральный директор компании в сфере логистике и товарооборота с Китаем Fastimport Денис Синяков.

По опросам клиентов Tinkoff eCommerce, 20% селлеров на маркетплейсах торгуют одеждой и обувью, 15% — бытовой химией. По 9% приходится на технику, товары для дома и аксессуары. Многие из этих товаров завозятся из Китая. По статистике, чаще всего из Китая в Россию привозят электронику, бытовую технику и гаджеты и потребительские товары (72% от всего объема поставок). Заключение прямых контрактов с китайскими заводами для продавцов маркетплейсов - хороший способ получить конкурентные цены на товары и получить более выгодные условиях поставки. Однако такие партнерства могут быть связаны с рисками. 

Язык контракта

Единственный язык официального делопроизводства в КНP – китайский, следовательно, документы составленные на других языках не будут иметь юридической силы при обращении в суд. Однако китайские партнеры обычно не настаивают на его использовании и согласны составлять контракт на английском и русском языках. Это говорит о том, что китайская сторона не будет регистрировать контракт в государственных контролирующих органах.

В результате оформлять экспортный товар на китайской таможне китайцы будут на основании собственных документов, составленных на китайском языке, и российский партнер может о них даже не знать, пока не наступит прецедент обращения в суд. Чтобы этого избежать, контракты нужно составлять только на русском и китайском языках (государственных языках России и Китая).

Четкие спецификации

Подробные спецификации крайне важны для того, чтобы обе стороны понимали точные требования к поставляемым товарам. Сюда входят размеры продукции, материалы, стандарты качества, упаковка и сроки поставки. Двусмысленность или отсутствие информации по какому-либо параметру товара могут привести к недоразумениям и спорам в дальнейшем.

Контроль качества

Поддержание постоянного качества продукции необходимо для сохранения репутации вашего бренда и удовлетворенности клиентов. Применение надежных мер контроля качества, таких как проверки в процессе производства и перед отгрузкой, помогает снизить риск получения некачественных товаров. Четко изложите стандарты качества в контракте и установите протоколы для устранения любых отклонений. Если у вас нет возможности самостоятельно посетить фабрику в Китае и проверить товар, данную услугу можно заказать у компаний-посредников. Важно, чтобы посредник не был аффилирован с фабрикой. 

Защита интеллектуальной собственности

Кража интеллектуальной собственности (ИС) является серьезной проблемой при работе с китайскими производителями. Защитите свои разработки, товарные знаки и патенты, включив в контракт положения о защите ИС. Это может включать соглашения о неразглашении, положения о конфиденциальности, а также положения о владении и использовании прав интеллектуальной собственности.

Условия оплаты

Согласуйте условия оплаты, чтобы сбалансировать требования к денежным потокам и снизить риски. Рассмотрите такие варианты, как поэтапные платежи, привязанные к этапам производства или результатам инспекции третьей стороной. Будьте осторожны с авансовыми платежами, поскольку они подвергают вас риску невыполнения обязательств или мошенничества. Способы оплаты, валюта и применимые налоги также должны быть четко определены. Никогда не переводите аванс на карту или каким-либо другим способом кроме как тот, что прописан в договоре!

Механизмы разрешения споров

Установление четких механизмов разрешения споров необходимо для поддержания здоровых деловых отношений. Рассмотрите возможность включения в договор положений о посредничестве, арбитраже или юрисдикции. Выбор нейтрального и авторитетного арбитражного органа может ускорить процесс разрешения спора и обеспечить гарантии для обеих сторон.

Соответствие требованиям и нормативные вопросы

Убедитесь, что производитель соблюдает соответствующие нормы и стандарты, как в Китае, так и в РФ. Это касается безопасности продукции, экологических норм, требований к маркировке и правил экспорта/импорта. Запросите такие документы, как сертификаты соответствия и аудиты фабрик, чтобы убедиться в соблюдении стандартов.

Также стоит насторожиться, если вы заметили, что:

  • Англоязычные наименования китайских компаний не соответствуют зарегистрированным китайским названиям. 

  • Контракт подписан лицом, не имеющим права подписи. 

  • Печать, поставленная на контракте, не зарегистрирована. 

  • На контракте нет номера. 

Заключение контрактов с китайскими фабриками открывает множество возможностей для бизнеса, но в то же время требует пристального внимания для снижения рисков и обеспечения соответствия законодательным и нормативным требованиям. Учет таких ключевых аспектов, как спецификации продукции, контроль качества, защита интеллектуальной собственности, условия оплаты, разрешение споров, соблюдение требований, коммуникация и планирование на случай непредвиденных обстоятельств, позволит компаниям установить прочные партнерские отношения и воспользоваться преимуществами китайских поставщиков, сведя к минимуму возможные "подводные камни". 

Инвестирование времени и ресурсов в предварительные переговоры о заключении комплексных контрактов, имеющих исковую силу, в конечном итоге сэкономит время, деньги и головную боль в долгосрочной перспективе.

Материал по теме

Элитная вода из Пекинского университета: как маркетплейсы монетизируют веру в "академическую мудрость"

Материал по теме

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне стали чаще выбирать отечественные бренды одежды

Согласно исследованию экспертов одежной сети Familia, проведенному весной 2025 года, половина россиян при выборе одежды ориентируется на качество и внешний вид, а не на бренд. Данные подтверждают позитивную...

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Российский онлайн-ретейл за пять лет достиг рекордного роста складских площадей. Согласно исследованию NF GROUP, с 2020 по 2024 год совокупный объем складов, арендуемых крупнейшими игроками eCommerce, вырос...

Почта России запустила паллетные перевозки

Почта России выводит на рынок новый сервис для eСommerce — паллетную доставку сборных грузов. Услуга, запущенная в пилотном режиме, дополняет линейку решений для онлайн-торговли, включая платформу "ЕКОМ Мар...

Ozon начал продажу плавучих домов за 150 млн рублей

Ozon вслед за WildBerries расширяет ассортимент премиальных товаров, добавив в категорию "Водная техника" плавучие дома. Первым предложением стал двухэтажный хаусбот Flagman 220 от российского производителя Hou...

Ozon Fashion фиксирует всплеск спроса на выпускные образы

Ozon Fashion зафиксировал резкий рост продаж в категориях fashion и beauty накануне выпускных. Тренды сезона отразились в предпочтениях покупателей: платья миди-длины в насыщенных оттенках — изумрудном, вин...

Ozon представил сервис краткосрочной аренды авто для предпринимателей

Ozon расширяет линейку B2B-услуг, запустив сервис краткосрочной аренды коммерческого транспорта. Сервис "Ozon Напрокат" ориентирован на предпринимателей и юридических лиц, предлагая автомобили по тарифу от ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.