Рост ПВЗ на 32%: как меняется логистика eСommerce в крупных городах

Игорь Бахарев
Рынок пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в России демонстрирует стремительный рост. За год их число в 16 городах-миллионниках увеличилось на 32,4% – с 38,5 до 51 тыс., свидетельствуют данные геосервиса 2ГИС.
Такой рост связан с бумом онлайн-торговли, отмечает руководитель отдела маркетинга "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Дорогавцев. По его словам, ключевыми драйверами стали активность маркетплейсов и предпочтение покупателей забирать заказы в удобное время.
Лидером по темпам стал Новосибирск, где количество ПВЗ выросло на 41,2% (с 1,6 до 2,4 тыс.). За ним следуют Челябинск (+40,9%) и Нижний Новгород (+40%). В Москве прирост составил 29% – с 12,7 до 16,5 тыс. точек. Столица почти вдвое опережает Санкт-Петербург (8,3 тыс., +32,5%) и в шесть раз – Краснодар (2,7 тыс., +32,8%), занимающий третье место.
География распределения ПВЗ неравномерна. По данным "2ГИС Про", в Москве больше всего точек сконцентрировано в Коммунарке (509), Марьино (294) и Южном Бутово (281). Наименьшее количество – в Алтуфьевском районе (41), Якиманке (43) и Арбате (51).
Плотность размещения – ключевой фактор. Максимальная концентрация ПВЗ зафиксирована у Савёловского вокзала, на Башиловской улице и улице Правды – 157 точек. Высокая плотность также отмечается у станций метро Измайловская и Первомайская (145 точек), Братиславская (140), Таганская (138).
Тренд на рост ПВЗ сопровождается сокращением постаматов. За год их число в миллионниках уменьшилось на 4,5%. "Это связано с растущим спросом на услуги с примеркой и консультацией", – отмечают эксперты.
Дальнейшее расширение сети ПВЗ может замедлиться из-за макроэкономических факторов, считает Дорогавцев.
В КСЭ наблюдают устойчивый спрос на курьерскую доставку в сегменте B2C и «до двери» получателя. 80% отправлений компании в данном сегменте идут именно "до двери". Главный тренд на сегодняшний день – гибкость. ПВЗ, постамат, курьер – всё должно работать точно и прозрачно. Поэтому важен не просто рост числа точек, а качество логистики и сервис на последней миле."Ключевая ставка ЦБ, даже после снижения до 20%, остаётся высокой, а аренда помещений класса А выросла на 10-20% за год", — поясняет эксперт. Это создаёт риски для франчайзи и операторов.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте