Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Игорь Бахарев
Российский онлайн-ретейл за пять лет достиг рекордного роста складских площадей. Согласно исследованию NF GROUP, с 2020 по 2024 год совокупный объем складов, арендуемых крупнейшими игроками eCommerce, вырос с 1,27 до 8,41 млн кв. м. В то же время офлайн-ретейлеры увеличили свои площади лишь на 15% — с 7,72 до 8,67 млн кв. м. В результате онлайн-сегмент, который в 2020 году отставал от традиционной розницы в шесть раз, практически сравнялся с ней по объемам складской недвижимости.
При этом выручка на квадратный метр склада в онлайн-торговле остается ниже. В 2024 году этот показатель составил 0,82 млн рублей против 1,39 млн рублей у офлайн-ретейлеров. С учетом инфляции (43% за пять лет) реальная выручка онлайн-сегмента — около 0,56 млн рублей на кв. м, офлайна — 0,97 млн рублей. Это означает, что эффективность использования складов в eCommerce за пять лет практически не изменилась: для обеспечения прежних объемов продаж компаниям по-прежнему требуется столько же площадей, сколько и в 2020 году.
Разница объясняется особенностями бизнес-моделей. Традиционная розница использует магазины не только для торговли, но и частично для хранения товаров, снижая потребность в дополнительных складах. Онлайн-ретейл, напротив, полностью зависит от складской инфраструктуры: там сосредоточены хранение, сборка заказов, упаковка и отгрузка. Кроме того, высокий уровень возвратов в eCommerce также увеличивает потребность в площадях.
"Стремительный рост складских площадей в сегменте eCommerce — это отражение смены логистической парадигмы. Онлайн-торговля стала ключевым игроком, но офлайн-ретейл сохраняет устойчивые позиции. Мы видим не конкуренцию, а перераспределение ролей с разной логикой использования складов. Впереди этап адаптации: рынок будет перестраиваться под более гибкий и фрагментированный спрос, что повлияет на проектные подходы и географию размещения объектов", - говорит партнер NF GROUP Константин Фомиченко.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте