Как онлайн-ритейлерам справиться с предновогодней нагрузкой на доставку: советы от "Яндекс.Маршрутизация"

Игорь Бахарев

Новый год - традиционный пиковый период продаж для многих компаний. Однако рост продаж порождает и повышенную нагрузку на другие бизнес-процессы. Некоторые из них могут стать узким местом и даже свести всю прибыль к нулю. Один из таких процессов - доставка товаров, которая для соответствия клиентским ожиданиям должна быть своевременной и прозрачной. О том, как бизнесу справляться с пиковыми нагрузками на доставку в период предновогоднего ажиотажа рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы "Яндекс.Маршрутизация". 

Что происходит во время предновогоднего периода 

Мы проанализировали, как растет новогодняя нагрузка на доставку и сравнили ее со скоростью ввода в строй новых курьеров. Статистика показывает, что уже к середине декабря рост спроса заметно опережает скорость добавления новых ресурсов. 

Это тот самый период, когда ритейлеру приходится использовать все инструменты для того, чтобы справиться с пиковой нагрузкой. Как правило, решение проблемы пикового спроса лежит в двух плоскостях — нужно уметь быстро найти дополнительные ресурсы, а также по максимуму использовать текущие ресурсы. 

Поиск дополнительных ресурсов на внешнем рынке 

Под конец 2020 года заметно снижение количества курьеров для быстрого найма - сказалась пандемия и рост спроса на доставку в течение всего года. Курьеров стараются сохранить даже в низкий сезон, равномерно распределяя нагрузку, так как уже обученный курьер, разделяющий ценности компании — идеальный вариант. 

Если вам удалось привлечь новых курьеров с рынка труда их нужно научить особенностям доставки и погрузить в процесс и существующие процедуры. Быстрее войти в рабочий темп и начать показывать эффективность позволяет автоматизация. 

Как правило речь идет о мобильных приложениях, где содержатся четкие инструкции по выполнению маршрута доставки. С помощью данных, получаемых с приложения, логист может одновременно контролировать всех курьеров и видеть статус доставки. Такая автоматизация помогает избежать зависимости от компетенций конкретного человека и снижает риски для бизнеса.

Что делать, если курьеров не хватает? В 2020 году появился тренд на так называемых облачных курьеров. Это ресурсы, которые позволяют справляться с краткосрочными пиками спроса - они появляются из “облака” на короткий промежуток времени и в нужном количестве, в отличии от маркетплейсов и логистических компаний, которые предлагают долгосрочное сотрудничество. 

Поставщиками таких курьеров стали новые игроки на рынке логистики - например, агрегаторы такси. Сегодня вы можете подписать договор с одним из агрегаторов и заказать требуемое количество машин (водители выступают курьерами) так же быстро, как и обычное такси. 

Поиск дополнительных ресурсов внутри компании 

Другой блок задач связан с оптимизацией уже имеющихся ресурсов. Анализируя доставки многих бизнесов мы видим, что средняя утилизация, то есть использование одной машины, составляет 60-70%, тогда как в хорошо построенной системе утилизация может доходить до 80%. Если повысить эффективность использования каждой имеющейся машины, то это станет весомым фактором экономии и поможет высвободить ресурсы.

Практика показывает, что низкая утилизация чаще всего связана с классическим методом планирования маршрутов - по зонам и районам. При такой схеме за каждой зоной закрепляется определенное количество машин. Эта схема хуже всего приспособлена к периодам повышенного спроса, поэтому мы рекомендуем сменить схему планирования на динамическое планирование, которое подбирает оптимальное количество транспорта и старается по максимуму утилизировать использование каждой машины. 

Динамическая маршрутизация позволяет уплотнить маршруты на 10-20%, что может стать настоящим спасением в периоды пиковой нагрузки. Так, в среднем маршрут курьера состоит из 25 точек. Для доставки 1000 заказов в этом случае потребуется около 40 машин. Если за счет алгоритмов получится увеличить количество точек на маршруте до 28-30, то это даст экономию в 5-10 машин, которые можно выделить для доставки других заказов. 

Меняя схему планирования не забудьте одновременно пересмотреть мотивацию персонала, которому придется менять свои привычные процессы. Как правило, ритейл переходит на комбинированную схему оплаты “километраж - количество точек”, чтобы получить справедливую оплату труда. Хорошо мотивирует прозрачность и заранее понятная сумма, которую сможет заработать курьер — спланировав маршрут можно тут же рассчитать сумму, которая получится при правильном выполнении доставки.

Как не потерять на пиковых нагрузках

  1. Задействуйте дополнительные ресурсы правильно. Не бойтесь пользоваться новыми решениями, которые предлагают краткосрочные ресурсы для доставки. 

  2. Проанализируйте текущие ресурсы. Увеличения плотности маршрута может быть достаточно для того, чтобы сгладить нагрузку на доставку. 

  3. Пересмотрите схему планирования маршрутов. Главное правило - быть гибче при построении маршрутов.

  4. Пересмотрите систему мотивации курьеров. От работы персонала в периоды пиковых нагрузок зависит 50% результата. 

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.