Как избавиться от бардака и наладить систему хранения на небольшом складе с экспресс-доставкой

Игорь Бахарев

Распространенная проблема, с которой сталкиваются начинающие участники рынка складской логистики, - беспорядок на складе и несистемный подхода к управлению складскими и логистическими процессами, что ведет к срыву сроков доставки, репутационным и финансовым потерям. Как организовать стабильную работу на складе с небольшой площадью, расскажет гендиректиор внутригородской службы доставки и сети мини-складов "Даркстор у дома" (резидент “Сколково”)  Кирилл Чеканов. 

Первый шаг - оптимизация хранения

Важно не допускать ситуаций, при которых грузчики просто распихивают товары на любые свободные места. У каждого типа продукции должно быть свое место.

Система размещения должна быть простой и понятной. Для ее определения нужно исходить типа товаров, которые планируется хранить на складе. Продукты питания (без учета скоропорта, который хранится в рефрижераторах), мелкоштучные и товары небольшого или среднего размера размещаются на стеллажах, крупные коробки - на паллетах.

Нужно определиться, какие стеллажи подходят для хранения конкретных товаров: для одних нужны небольшие ячейки, для других - полки покрупнее / поглубже или паллеты; где и как их лучше разместить, чтобы сотрудникам было удобно передвигаться по складу и работать с товарами (прием, размещение, комплектация); сколько полок нужно сделать на каждом стеллаже, сколько нужно боковых перегородок.

Исходить нужно также из специфики конкретного склада. Например, какие-то товары требуют определенных условий хранения (температура, влажность воздуха и т.д.). Нужно выделить для них особые зоны и установить необходимое оборудование, где тоже должна быть выстроена понятная система хранения (например, оборачиваемые продукты размещать ближе, тогда менее оборачиваемые - подальше).

Следует также сразу избавляться от мусора, появляющегося в процессе разгрузки, - в основном это фрагменты упаковки. Накопившийся мусор зачастую валяется в проходах и мешает сотрудникам свободно перемещаться по складу. Это снижает скорость их работы. 

Второй шаг - автоматизация

Бардак на складе - следствие не только отсутствия грамотной системы хранения, но и отсутствия стабильных складских процессов. Здесь не обойтись без автоматизации. Управление даже один складом без какого-либо софта занимает уйму времени и человеческих ресурсов. Например, если работать в Excel и вносить (добавлять или убирать) остатки в ручном режиме. 

"Софт" же позволяет управлять складом или с распределенной сетью складов по городу.

В частности, если смотреть в разрезе склада, система автоматизации помогает распределять товары по релевантным складам, принимать продукцию, управлять остатками, передавать все необходимые статусы и подсказывать кладовщикам алгоритм работы в каждый момент времени: пойти к определенной полке / полкам, взять определенное количество товаров, положить в определенный пакет и передать определенному курьеру, когда этот курьер приедет".

Если смотреть в разрезе доставки, "софт" помогает оптимизировать логистику таким образом, чтобы ускорить сроки доставки и снизить стоимость услуг курьеров. Система автоматизации расчерчивает радиусы; определяет, на каком складе есть необходимое количество товара, который нужно доставить клиенту, и из какого склада этот товар можно доставить быстрее. Софт позволяет автоматически передавать заказы и следить за остатками, передает все необходимые статусы в учетную систему клиента либо в маркетплейс, с которым работает склад; вызывает курьера; следит за тем, чтобы он вовремя приехал, или вызывает другого курьера, если изначально вызванный опаздывает.

Каждой посылке - по адресу

Когда товары размещаются при поступлении и отбираются в процессе комплектации хаотично, это провоцирует путаницу и замедление сроков приемки и сборки заказов. Наиболее оптимальный вариант хранения и обработки товаров на мини-складах - внедрение адресной системы размещения.

В рамках этой системы за каждым типом товаров на складе закрепляется определенное место (адрес).

Распределять товары можно по различным критериям: по срокам хранения, по степени востребованности со стороны клиентов (полки с популярными группами товаров находятся ближе, в то время как товары, которые заказывают реже, - дальше), по брендам, по размеру (мелкоштучные товары можно расположить на первых линиях стеллажей или в специально организованных ячейках, более крупные товары - глубже).

Адресная система размещения требует маркировки каждого места хранения, а также маркировки всех товаров. Эти сведения заносятся в автоматизированную систему управления складом. При размещении товара, который поступил на склад, система автоматически распределяет его по нужным "адресам".

Работникам склада, в свою очередь, не нужно постоянно держать в уме, какая полка или ячейка свободны и куда лучше положить тот или иной товар, чтобы его потом было проще достать. Им достаточно отсканировать штрих-код с упаковок и ячеек и разместить товар по подсказке автоматизированной системы.

Аналогичный принцип действует при отгрузке товаров. Как только покупатель делает заказ, сотрудники склада получают информацию с помощью автоматизированной системы и сразу начинают собирать заказ. Благодаря адресной системе они быстро находят нужный товар, сохраняя порядок на полках.

Третий шаг - минимизация человеческого фактора

Сотрудники склада - это составляющая складской деятельности с определенным уровнем риска. Люди могут заболеть, не прийти вовремя или вовсе не прийти на смену. На этот случай всегда нужно иметь подстраховку в виде дополнительных сотрудников, которых можно оперативно привлечь на замену.

Как вариант, можно заключить договор со специализированной аутсорсинговой компанией. Такие компании могут быстро найти человека, который сможет выйти на смену.

Четвертый шаг - управление транспортом

Одна из важнейших составляющих работы экспресс-склада - управление транспортным потоком. Наиболее болезненная проблема транспортных компаний - они никогда не приезжают вовремя.

Менеджеры складов часто сталкиваются с ситуацией, когда транспортная компания обещает приехать в конкретное время. Но когда кладовщики приходят в назначенное время на склад, они обнаруживают пробку из машин, которые по каким-то непонятным причинам, не предупредив, приехали раньше срока.

Этот момент важно учитывать и стараться управлять транспортным потоком, чтобы распределить поставки на весь рабочий день. В идеале стоит назначать приемку товара на вечер, чтобы днем курьеры и приемки не пересекались. В этом тоже может помочь система автоматизации.

Материал по теме

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.