Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Игорь Бахарев
Российский покупатель распробовал удобство доставки и с каждым годом все активнее использует этот сервис. Вместе с эволюцией доставки меняются и требования россиян к способам оплаты нужных товаров и продуктов, а отечественный финтех совершенствует платежные инструменты. Директор продукта Method в финтех-компании Paygine Артем Журавлев рассказал, как платежные решения для eСommerce способны повысить лояльность покупателя, повлиять на бизнес-метрики, помочь ИП и самозанятым продавцам.

Объемы доставок растут во всех отраслях

Рынок доставки товаров и продуктов питания за первые три месяца 2024 года вырос до 310 млрд рублей — на 55% год к году. Такой рост обеспечили рынку новые клиенты Сибири и Дальнего Востока. Новый потребительский тренд наметился и в доставке продуктов из супермаркетов. В феврале этого года интернет–магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 58,4 млн заказов — на 36% больше по сравнению с прошлым годом. О росте доставок отчитываются и сервисы доставки — так, СДЭК сообщает, что в январе этого года россияне уже отправили посылок на 22% больше прошлого года.

Доставка из событийной услуги превращается в инструмент экономии времени: жители городов закупаются впрок онлайн и заказывают готовые блюда «до двери», вместо шоппинга в торговых центрах предпочитают вызвать курьера с опцией возврата товара, отправляют с курьерами цветы и подарки, а в экстренных случаях пользуются доставкой для покупки лекарств и средств первой необходимости. 

Появление экспресс-доставки ужесточило конкуренцию на рынке: сервисы насколько это возможно сокращают время от момента, когда клиент положил продукт в корзину онлайн-магазина, до момента, когда курьер позвонит в дверь. Выигрывают сервисы доставки и маркетплейсы, которые обеспечивают лучший клиентский опыт. В него входит и удобство платежных инструментов.

Предоплата или оплата при получении — две разные стратегии

Разные типы клиентов предпочитают либо оплатить заказ сразу и бесшовно перейти к пункту «ваш товар ждет у двери», либо проверить заказ при получении и только потом провести оплату. В качественном платежном сервисе должны быть учтены оба типа клиентского поведения.

В 2024 году средний чек в ряде категорий товаров по постоплате оказался выше, чем по предоплате. Продукты питания, бытовую химию, детские товары, а также музыку и видео показали более высокий средний чек по постоплате. Предоплата по-прежнему выигрывает в общем среднем чеке и остается более привлекательной для интернет-площадок: она упрощает логистику, гарантирует продавцу выкуп заказа. Но и заказы с оплатой при получении, похоже, уверенно занимают свое место в предпочтениях покупателях.

Современные платежные решения онлайн-магазинов

После ухода с российского рынка ряда иностранных платежных систем свои решения предложили отечественные сервисы, финтех организации и крупные банки.

  • Система быстрых платежей — решение от Банка России в виде комплекса платежных инструментов (собственно СБП, карта «Мир» и мобильный кошелек «СБПэй»). В решении используется C2B-модель: платеж проходит напрямую от выбранного банка клиента бизнесу на расчетный счет компании, минуя банк-партнер. Система позволяет мгновенно переводить средства между счетами в разных банках, оплачивать товары и услуг через мобильные приложения и проводить безналичную оплату по QR-коду. При оплате СБП с мобильных устройств конверсия оказывается выше, потому что клиенту не требуется сканировать QR-код — достаточно нажать на кнопку оплаты СБП и автоматически перейти в банковское приложение для оплаты уже указанной суммы.

  • Электронный кошелек — инструмент, который был хорошо знаком российской аудитории по сервисам Apple Pay и Google Pay. После их ухода в России заметно выросли и собственные сервисы. Свои кошельки открыли крупнейшие маркетплейсы, продолжают работу сервисы ЮMoney, WebMoney. Сегодня в России открывать и обслуживать электронные кошельки могут операторы электронных денежных средств, которые включены в реестр Банка России.

    Электронный кошелек работает по принципу предоплатного банковского счета. Он хранит личные данные владельца и избавляет его от необходимости вводить данные банковской карты при совершении покупок. Кошелек маркетплейса позволяет встроить в клиентский путь оплату доставки и обеспечить покупателю бесшовную покупку, которая плавно перейдет в ожидание курьера.

  • Платежные ссылки или QR-коды — прямой путь счета на оплату. Инструмент оказался удобным для предпринимателей, которые общаются с клиентами в соцсетях и мессенджерах. Счет на оплату услуг отправляется через платежную ссылку или QR-код по запросу клиента в директ, мессенджер или на указанную почту.

  • Чат-боты — онлайн-шоппинг, только в мессенджере. Помогают оплачивать заказы в групповых чатах и личных сообщениях мессенджера.

  • Банковская карта — классический способ оплаты, который должен предлагаться клиенту по умолчанию.

  • Оплата наличными при получении — также базовый способ оплаты, который должен оставаться для вариативности выбора.

  • Платежные сервисы — интегрированные финтех-решения. Они предлагают пользователю большой выбор вариантов оплаты и интегрируют СБП, сохраненные клиентом банковские карты, платежные системы Яндекс Pay, МИР Pay, МТС Pay, SberPay, а также BNPL-сервисы — возможность оплатить товар частями. Такой финтех-сервис позволяет провести покупку в любом случае, даже если какой-то из сервисов временно вышел из строя. К примеру, по такому принципу работает сервис Method от Paygine. Кроме того, он запоминает индивидуальный платежный сценарий: в следующий раз он предложит клиенту тот способ оплаты, который наиболее часто им используется.

Как финтех-сервисы совершенствуют службу доставки

Платежные сервисы эффективно используются в курьерских службах: платежные ссылки и QR-коды исключают необходимость наличных расчетов и минимизируют человеческий фактор в процессе доставки. Курьеру больше не требуется возить с собой платежный терминал, а клиенту — доставать физическую банковскую карту. Достаточно при получении отсканировать заранее сгенерированный QR-код, и оплата производится на месте по счету.

Подобное финтех-решение позволило бизнесу решить сразу несколько сложностей доставки. Предотвращается риск неоплаты из-за поломки терминала или потери связи с банком. Работа курьера упрощается: получатель самостоятельно производит все операции по оплате товара, а курьер занимается только своей непосредственной работой — доставляет товар вовремя и в сохранности. Время оказания услуги доставки сокращается, а как следствие — увеличивается торговый оборот.

Сохраните природу, создайте электронный чек

Онлайн-продажи и сервисы доставки постепенно усовершенствовали еще один этап клиентского пути — выдачу чека, важного фискального документа, который подтверждает сделку между покупателем и продавцом. Переход к онлайн-кассам позволил клиенту получать свой чек на указанный email. Это сделало сделки прозрачными (ФНС контролирует фискальные документы в электронном виде) и позволило уйти от обязательной печати бумажных чеков. 

В доставке наличие чека зависит от формата оплаты: предоплаченных услуг и товаров и варианта постоплаты. Упомянутые платежные сервисы позволяют обходиться без платежного терминала или мобильной кассы: клиент после оплаты по QR-коду или платежной ссылке получит чек на email, а продавец сэкономит на эквайринге.

Чаевые курьеру в безналичный век

Бурный рост сервиса доставки напрямую зависит от работы курьеров, и многие клиенты готовы поддержать их труд чаевыми. Интеграция удобной системы оплаты чаевых в сервисы доставки могла бы существенно повлиять на всю отрасль. Далеко не все клиенты могут отдать чаевые наличкой или уточнить у курьера данные личной банковской картой для перевода.

Большинство приложений доставки не дают возможность оставить чаевые или же доставка ведется через сторонний сервис, поэтому такая опция в приложении неуместна. К примеру, если человек заказывает продукты в Яндекс.Лавке, сервис предложит ему оставить чаевые курьеру. Но если покупатель заказывает торт на сайте кондитерской, а та передает доставку на аутсорс, то оплатить чаевые курьеру через сайт продавца он не сможет. Эта проблема также решается применением платежного сервиса: компании достаточно после успешно завершенной доставки прислать клиенту предложение поблагодарить курьера и приложить к нему платежную ссылку. Такую же платежную ссылку или QR-код для прямой оплаты фиксированной суммы может иметь при себе курьер.

Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.