Чего ждать от рынка ритейла и электронной коммерции в 2025 году: основные тренды и прогнозы

Игорь Бахарев
2024 год стал временем высокого уровня потребительской уверенности на фоне роста экономики и реальных доходов населения, говорится в отчёте Альфа-Банка "Российский Ритейл и Ecom 2025 от Альфа Банк". По прогнозам экспертов банка, в 2025 году динамика рынка ритейла и электронной коммерции (Ecom) будет более сдержанной. 

Онлайн-сегмент продолжит оставаться драйвером роста, несмотря на ожидаемое замедление по сравнению с 2024 годом. В 2025 году рост онлайн-продаж составит до 32% г/г. Основными факторами роста станут активное развитие сегмента eGrocery (включая доставку готовой еды) и расширение онлайн-продаж крупногабаритных товаров, таких как автомобили и бытовая техника.

Презентация PowerPoint - Google Chrome_250219210422.jpeg

Однако высокие цены и рационализация спроса могут несколько замедлить темпы роста. В частности, потребители будут более взвешенно подходить к крупным покупкам, что может повлиять на динамику продаж дорогостоящих товаров.

Рынок продовольственной розницы в 2025 году продолжит расти почти такими же темпами, как в 2024 году, — до +14% г/г. Рост доходов населения будет поддерживать платежеспособный спрос, что позволит ритейлерам перекладывать растущие издержки в цены. Однако стоит учитывать, что среднегодовая продовольственная инфляция может достичь 11%, что означает, что реальный рост (после вычета инфляции) может быть близок к нулю.

"Рост доходов по-прежнему будет оказывать поддержку платежеспособному спросу, позволяя ритейлерам перекладывать в цены растущие издержки на фоне роста цен", - пишут эксперты.

Крупные игроки продолжат укреплять свои позиции за счёт открытия новых магазинов и сделок M&A. Особенно активно будет развиваться сегмент готовой еды, который поддерживает маржинальность food-ритейлеров.

В непродовольственных сегментах ожидается замедление роста. Это связано с насыщением отложенного спроса, охлаждением потребительского кредитования и ростом цен. Кроме того, на динамику различных сегментов непродовольственной розницы будет влиять новостной поток, связанный с валютным курсом и импортными поставками.
"В непродовольственных сегментах мы ожидаем в 2025 г. замедления до +10-11% г/г на фоне роста цен и охлаждения потребительского кредитования, а также с учетом того, что сформировавшийся ранее отложенный спрос в значительной степени был насыщен еще в 2023-2024 гг", - поясняют аналитики.
Потребители становятся более рациональными в своих тратах. В 2025 году продолжится снижение доли импульсивных покупок, а покупатели будут более взвешенно подходить к серьёзным приобретениям. 
"Одним из следствий этого в 2025 году станет дальнейшее снижение сезонной зависимости спроса на товары длительного пользования и расширение временных границ покупок, в том числе для товаров сезонного спроса и сглаживание пиков продаж", - говорят в банке.
Ещё одним следствием этого станет рост популярности схем Buy Now, Pay Later (BNPL). При этом основной рост можно ожидать до момента ужесточения регулирования BNPL-продаж. 

Средний ценовой сегмент продолжит исчезать, уступая место премиальным и бюджетным товарам. Также ожидается активное развитие C2C-сегмента, где потребители покупают товары друг у друга, особенно в категориях люксовых и ресейл-товаров. 
"Мы ожидаем активного репозиционирования товаров различных категорий из среднего ценового сегмента в премиальный, или наоборот — в низкий, на фоне инфляции и высокой альтернативной стоимости денег", - объясняют аналитики.
Интересно, что на фоне рационализации спроса аксессуары становятся "эмоциональной заменой" дорогих товаров, что поддерживает их продажи.

Маркетплейсы бегут вперёд

На фоне активного развития доставок и сетей ПВЗ маркетплейсов и крупных ритейлеров этап экстенсивного роста онлайн-сегмента за счёт расширения клиентской базы подходит к завершению. Универсальные маркетплейсы останутся основным драйвером онлайн-продаж, наращивая масштабы благодаря адаптивным бизнес-моделям и расширению в смежные сферы. Снижение темпов прироста клиентской базы компенсируется изменением потребительских привычек: покупатели всё чаще выбирают маркетплейсы для категорий, которые раньше приобретались в офлайне.

Кроме того, маркетплейсы активно расширяют ассортимент, включая такие товары, как автомобили, мототехника, дроны и даже продукты питания. Удобство услуг и развитие экосистем для продавцов и покупателей будут стимулировать дальнейший рост. Однако ожидается замедление прироста числа селлеров и усиление концентрации продаж у крупных игроков.

Развитие логистических хабов маркетплейсов оптимизирует операционные затраты и усилит фокус на региональных продажах. Расширение инфраструктуры маркетплейсов также создаёт мультипликативный эффект, стимулируя локальный бизнес и повышая благосостояние в регионах.

В условиях высоких ставок в 2025 году ключевые игроки будут активно структурировать бизнес-модели, фокусируясь на направлениях с высокой отдачей инвестиций. Уже во второй половине 2024 года маркетплейсы сместили акцент на точечный рост в ключевых категориях, финансовых услугах и рекламе. Ожидается, что дифференциация комиссий для разных типов товаров сохранится, но общее комиссионное вознаграждение может вырасти на 30–35% по сравнению с 2024 годом из-за увеличения затрат. Также продолжится развитие и монетизация дополнительных сервисов, таких как финансирование и реклама для селлеров.

Драйверы и тормоза рынка

Дефицит рабочей силы в ритейле остаётся одной из ключевых проблем. В 2025 году компании будут фокусироваться на повышении производительности труда за счёт автоматизации и роботизации процессов, особенно в бэк-функциях, таких как склады и транспортная логистика. На среднесрочном горизонте наиболее оптимальным решением выглядит повышение производительности персонала через инвестиции в автоматизацию и роботизацию. Однако высокие процентные ставки ограничивают возможности для инвестиций в технологии, что может замедлить процесс автоматизации.

Высокая ключевая ставка ЦБ продолжит оказывать давление на рынок, увеличивая стоимость кредитов и инфляцию. Это создаёт парадоксальную ситуацию: ставка, которая обычно сдерживает инфляцию, в текущих условиях может способствовать её росту.

Регионы продолжат оставаться драйверами роста, особенно в онлайн-сегменте. Развитие логистической инфраструктуры маркетплейсов и рост доходов населения в регионах будут стимулировать потребление.
"76% всех интернет-заказов приходится на средние и небольшие города. Расширение инфраструктуры маркетплейсов оказывает мультипликативный эффект на их продажи", - говорят в Альфа-банке.
Одним из ключевых рисков для рынка остаётся неопределённость вокруг регулирования цифровых платформ и BNPL-оплат. Принятие новых законов может существенно изменить правила игры для всех участников рынка. Риском для существующей модели рынка будет оставаться неопределённость вокруг параметров будущего регулирования на среднесрочном и долгосрочном горизонте.


Материал по теме

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Материал по теме

Россияне предпочитают самовывоз и следят за доставкой

Материал по теме

Каждый третий покупатель готов отказаться от Shein и Temu из-за роста цен

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.