Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования

Игорь Бахарев

Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую продавая товары на их веб-сайтах.

Как сообщила газета Wall Street Journal, ведущий технологический гигант в рамках "Проекта Любопытство" (Project Curiosity) создал компанию под названием Big River Services International. Цель программы - изучать то, как работают конкуренты Amazon в сфере розничной торговли, логистики и сопутствующих областях.

Компания Big River изначально маскировалась под обычного селлера. Она продавала на торговых площадках конкурентов товары повседневного спроса, такие как футболки, обувь, пляжные зонты, уличные стулья, воки, пищевые контейнеры и другие товары под торговой маркой Atlantic Lot. При этом она хранила свои запасы в FedEx, UPS и других логистических службах, конкурирующих с Amazon. Доход Big River от продажи товаров на Walmart.com в 2023 году составил $125 000.

04.png

На официальной странице компании указано, что у нее есть офисы в Сиэтле, Токио, Лондоне, Мюнхене и Бангалоре. Используя эти базы, Big River Services International продает продукцию на таких торговых площадках, как Alibaba, Etsy, Real.de, Wish и Rakuten Ichiba. Кроме того, сообщалось, что компания поставила перед собой цель выйти еще на 13 новых торговых площадок 

Скрытая деятельность

Параллельно фирма собирала информацию о стратегиях и внутренних процессах соперников, которую Amazon затем могла бы использовать для принятия собственных бизнес-решений.

Так, сотрудникам Amazon из команды Big River было приказано делать фотографии или снимки экрана систем ценообразования, каталогизации и рекламы конкурентов, также их отправляли на закрытые конференции конкурентов, где те могли получить важную Amaozn информацию.

В 2019 году Big River удалось стать партнёром Walmart, что дало ей много информации о процессах внутри гиганта. А после того, как Big River присоединилась к программе фулфилмента (исполнения заказов) для продавцов электронной коммерции, управляемой FedEx, сотрудники Big River передали ценовые данные и другую информацию об услугах команде логистики Amazon, которая затем внесла изменения в свои процессы на основе полученной информации.

Big River также разрабатывала собственные бренды для продажи на торговых площадках конкурентов. К таким брендам относится Crimson Knot, базирующаяся в Индии и продающая фоторамки на индийском сайте электронной коммерции Flipkart, а также бренд уличной одежды Not So Ape, который использовал для продаж в США веб-сайт, размещенный на платформе Shopify.

Напомним, что журналисты Reuters провели в 2021 году большое расследование в котором доказали, что лидерство Amazon на индийском рынке было достигнуто за счет копирования товаров локальных селлеров и продажи аналогов под СТМ по более низкой цене. А согласно расследованию WSJ, ретейлер использовал данные сторонних продавцов платформы, чтобы развивать собственные продукты. В результате скандалов против Джеффа Безоса чуть было не было возбуждено уголовное дело.

Строжайшая тайна и конспирация

Сотрудники Big River предпринимали все усилия, чтобы скрыть свою связь с Amazon, даже при общении с другими работниками компании. Они минимизировали электронную документацию своей деятельности, даже при информировании высшего руководства Amazon о полученных данных. Как сообщает Wall Street Journal, руководители компании знакомились с печатными копиями отчетов команды Big River, но даже не имели права их хранить.

В отчете также говорится, что сотрудники Big River использовали отдельные, не связанные с Amazon электронные адреса для общения с другими компаниями. Более того, их инструктировали, как реагировать, если кто-то обнаружит их истинную принадлежность к Amazon.

Впрочем, сотрудники Big River сделали и ряд ошибок, по которым их удалось вычислить. Так, они указывали Amazon в качестве своего работодателя на своих страницах LinkedIn. Компания Big River Services Japan LLC в 2017 году запустила модный бренд под названием Not So Ape и продает продукцию на таких сайтах, как ZOZOTOWN. В английской версии условий использования Not So Ape владельцем бизнеса указана Big River Services International, а контактный адрес указан как "2300 7th Ave, Ste B100, Back Entrance", рядом со штаб-квартирой Amazon.

06.png 

Кроме того, в регистрационных документах Big River Services International, поданных в Генеральную прокуратуру штата Вашингтон, перечисляются имена управленческой команды, состоящей из нынешних и бывших сотрудников Amazon, включая юристов. Компания также указала адрес своей штаб-квартиры: "410 Terry Ave.", что соответствует местонахождению штаб-квартиры Amazon. Наконец, согласно корпоративной документации в Великобритании, 75% Big River принадлежит Amazon.

Интересно, что проект Curiosity стартовал в 2015 году, но сменил название на Big River Services International в 2017 году, после того, как участник проекта, недовольный своей работой, раскрыл свою настоящую личность на встрече конкурирующих компаний.


Реакция Amazon

В Amazon, как обычно, отвергают все заявления источников WSJ.

Представитель Amazon заявил, что "проверка внутренних документов не выявила ни одного случая, когда сотрудники Amazon обладали информацией о ценах FedEx до ее официального объявления или использовали эти сведения для корректировки собственных цен или ценовых переговоров с продавцами".

"Бенчмаркинг - общепринятая практика в бизнесе", - заявил представитель Amazon изданию Business Insider. "Amazon, как и многие другие ритейлеры, имеет команды по бенчмаркингу и клиентскому опыту, которые проводят исследования опыта клиентов, включая наших партнеров-продавцов, с целью улучшения условий их работы с нами".

Материал по теме

Amazon тестирует ИИ-агента для покупок на сторонних сайтах

Материал по теме

Amazon предложил купить TikTok перед угрозой запрета в США

Материал по теме

Amazon закрывает Inspire: что это значит для продавцов на платформе?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.