AliExpress Россия раскрывает результаты 2021 года: локальный бизнес вырос в 2,2 раза

Игорь Бахарев

Совместное предприятие AliExpress Россия, акционерами которого являются VK, USM International, Alibaba и РФПИ, раскрывает бизнес-результаты календарного 2021 года.

Оборот и локальный бизнес

Суммарный оборот AliExpress Россия (GMV) за 2021 год составил 306 млрд рублей (не включая услуги). Оборот локального бизнеса (продажи товаров из России) не включая услуги превысил 110 млрд рублей и вырос на 124% год к году, составив 36% общего оборота. Общий оборот AliExpress Россия вырос на 46% год к году.

В декабре 2021 года среднее ежедневное количество локальных заказов достигло 205 тысяч в день. Этот показатель за год вырос на 220%. Общее число заказов за 2021 год составило 309 млн, при этом средний чек благодаря динамичному росту локального бизнеса вырос за год более чем на 20%.

Покупатели и аудитория

Количество уникальных покупателей за год превысило 28,7 млн человек. При этом количество покупателей локальных товаров выросло в 2 раза за год. Улучшение сервиса AliExpress в России показало свой результат: существенно вырос показатель NPS (удовлетворённости покупателей) благодаря улучшению скорости и своевременности доставки, увеличению ассортимента и обновлению приложения. Помимо этого вырос retention (показатель возвращаемости пользователей), частота покупок и конверсия в покупку.

Количество уникальных пользователей за 2021 год превысило 80,2 млн, что на 31% выше прошлогоднего показателя, а общая зарегистрированная аудитория превышает 200 млн пользователей. Ежемесячная аудитория (MAU) AliExpress составляет 35 млн человек, ежедневная (DAU) – 12,5 млн человек. По этой метрике согласно статистике Mediascope (данные января 2022) AliExpress остаётся самым посещаемым маркетплейсом в России, а также находится в топе по скачиваниям за 2021 год по статистике App Annie (январь 2022).

Топ-10 активных городов по покупкам на AliExpress: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа и Самара.

Ассортимент

Количество SPU (уникальных товарных единиц без учёта цветов и размеров) с доставкой из Китая, России и других стран составляет более 211 млн и продолжает оставаться самым большим на рынке e-commerce в России. Количество SPU год к году выросло более, чем на 52%. Количество SPU российских продавцов увеличилось более чем на 184% за год и составило 16,5 млн.

Также справочно приводится показатель SKU (уникальные товарные единицы с учётом цветов и размеров), который по состоянию на конец 2021 года составил более 3,2 млрд SKU (локальный и трансграничный бизнесы) и вырос на 48% к прошлому году.

Продавцы

Общее число продавцов на AliExpress составляет более 400 тысяч, оно увеличилось на 69% за год. Количество российских продавцов выросло на 193% за год и составило 102,5 тысячи.

Локальное мобильное приложение

Летом 2021 года AliExpress Россия запустила локальное приложение в iOS и Android, которое стало самым скачиваемым среди приложений для покупок в России по данным App Annie. Как и в прошлом полугодии, пользователи проводят в локальном приложении на 20% больше времени, чем в глобальном. Среднее время, которое проводит пользователь в приложении – 13 минут. По сравнению с глобальным приложением вновь улучшились показатели лояльности: коэффициент удержания пользователей (retention) и частота покупок.

Результаты «Есть!», быстрой доставки продуктов питания и товаров первой необходимости

Количество заказов через канал «Есть!» в пиковые периоды составляет 20 тысяч в сутки. Этот показатель вырос на 671% по сравнению с 2020 годом. На сегодняшний день «Есть!» работает в 120 городах России, доставляя из таких магазинов и сервисов, как «Самокат», «Вкусвилл», «Ашан», «Лента», Metro, «ЛеМурр», «Четыре лапы», «Верный», а также осуществляя онлайн-бронирование лекарств совместно с сервисом «Все аптеки».

Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Россия: «В 2021 году мы практически завершили полную локализацию бизнеса, построив полноценную отдельную российскую компанию с собственной технологической базой. У нас есть возможности и ресурсы для активных инвестиций, прежде всего, в логистическую инфраструктуру. Мы убеждены в огромном потенциале российского рынка электронной торговли и уверены в том, что борьба за лидерство на нём только начинается. У AliExpress есть уникальный ассортимент, конкурентный локальный продукт и огромная пользовательская аудитория. Наша основная задача в 2022 году – принципиальное улучшение пользовательского опыта и сервиса, чтобы наши покупатели могли получить товары из другой страны за неделю, а из России – на следующий день, причём по столь же доступным и привлекательным ценам».

Популярные категории в AliExpress

Популярные категории по обороту (GMV):

  • Телефоны и коммуникации (рост на 42%)
  • Компьютеры и офисная техника (рост на 53%)
  • Автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 42%)
  • Товары для дома и сада (рост на 42%)
  • Инструменты (рост на 51%)

Топ категорий по количеству заказов:

  • Товары для дома и сада
  • Товары для красоты и здоровья
  • Ювелирные украшения и бижутерия
  • Автомобильные запчасти
  • Электроника
  • Инструменты

Популярные категории и их рост в локальном маркетплейсе (российские продавцы)

Самые популярные категории по обороту (GMV):

  • Телефоны и коммуникации (рост на 98% год к году)
  • Устройства для дома (рост на 65%)
  • Электроника (рост на 50%)
  • Компьютеры и офисная техника (рост на 129%)
  • Инструменты (рост на 131%)
  • Автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 90%)

Топ категорий по количеству заказов:

  • Товары для дома и сада (4,4 млн заказов с ростом на 454%)
  • Телефоны и коммуникации (3 млн заказов с ростом на 142%)
  • Красота и здоровье (2,9 млн заказов с ростом на 170%)
  • Инструменты (2,9 млн заказов с ростом на 174%)
  • Электроника (2,8 млн заказов с ростом на 75%)
  • Устройства для дома (1,3 млн заказов с ростом на 87%)
  • Автомобильные запчасти и аксессуары (2,6 млн заказов с ростом на 154%)

Самые растущие категории по количеству заказов: товары для свадьбы и праздников, продукты питания, виртуальные товары, устройства для дома, ювелирные украшения, товары для дома и сада, канцелярские товары для офиса и школы, мебель и нижнее белье.

Топ локальных магазинов и самых быстрорастущих за год:

Производители и продавцы электроники и гаджетов «Мегафон», Molnia Electronics, Xiaomi, «Связной»,  POCO Russian Official Store, Smart Life, «Ситилинк», Realme, Asus, товары для детей и хобби LEGO, производитель бытовой техники Zigmund & Shtain, Redmond, Braun, Vitek, производители одежды и обуви Crocs, Decathlon, «Все майки», ICEbear, PUMA, «Твоё», игры Nintendo,  супермаркеты «Гармония Цен», «Сима Ленд», косметика «Улыбка Радуги», линзы «Оптик Сити», продукты питания «Самокат» и «Вкусвилл», ювелирные изделия Sunlight, Sokolov и другие.

Самые популярные товары

В топ-10 товаров на AliExpress Россия по количеству заказов вошли шнурки для без завязывания, бумага А4, USB-кабель, дрель, смартфон Xiaomi Redmi 9A, стекло для смартфона. В топ-10 локальных товаров кроме перечисленных вошли таблетки для посудомоечной машины Finish, контактные линзы Acuvue Oasys, подгузники Pampers, смартфон Xiaomi Poco X3, цифровая карта для пополнения бумажника в PlayStation и робот-пылесос iLife V50.

Логистика

На сегодняшний день компания имеет 30,5 тысяч партнёрских пунктов выдачи заказов (отделения и постаматы). Заказы AliExpress выдаются в отделениях «Связного» (включая брендированные AliExpress), брендированных постаматах, управляемых логистическим оператором «Цайняо» (более 1 тысячи точек), кобрендированных отделениях KazanExpress, отделениях с «Почтой России», а также в постаматах и на кассах магазинов X5 Retail Group.

Площадь фулфилмента AliExpress Россия составляет более 140 тысяч квадратных метров: в рамках развития фулфилмента к 45 тысячам квадратных метров склада «Цайняо» в Домодедово добавился партнёрский склад на 8 тысяч квадратных метров в Подольске, первый собственный фулфилмент-центр в Чехове на 55 тысяч квадратных метров, а также площадь фулфилмента KazanExpress. В 2022 году компания планирует увеличить площади фулфилмента в Москве и других городах России до 300 тысяч квадратных метров благодаря партнёрскому проекту с «Почтой России» (100 тысяч квадратных метров) и развитию собственной логистической инфраструктуры (до 200 тысяч квадратных метров), в рамках которой AliExpress запланировал открытие и строительство фулфилмент-центров в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Казани.

Social e-commerce

Аудитория социальной коммерции в Одноклассниках и Вконтакте за 2021 год составила порядка 13 млн уникальных пользователей. На сегодняшний день доля социальной коммерции в общем обороте составляет более 6%.

Планы на 2022: команда, инфраструктура, продукт

Основные планы AliExpress Россия текущего года: увеличение логистических мощностей, создание собственной стабильной инфраструктуры и последовательное улучшение клиентского опыта. В 2021 году AliExpress запустил собственное локальное приложение, разработанное в России, обновлённую программу лояльности для пользователей, перевёл службу поддержки на собственные мощности, открыв офис в Нижнем Новгороде, а также начал обработку локальных заказов на собственном складе в Чехове. В планах – продолжать увеличивать ассортимент локальных продавцов и их оборот, развивать и улучшать собственное мобильное приложение, эффективную и оперативную поддержку пользователей и полностью поменять опыт доставки, существенно сократив сроки доставки из Китая и выстроив контролируемую доставку из России.

Команда AliExpress Россия за 2021 год выросла почти в два раза. Большую часть составляет IT-разработка, во второй половине года также добавились сотрудники офиса в Нижнем Новгороде и склада в Чехове. В 2022 году AliExpress планирует увеличение команды еще как минимум в два раза в Москве и создать более 6 тысяч рабочих мест в логистике и службе поддержки.

Материал по теме

AliExpress СНГ сокращает 30% сотрудников в рамках оптимизации команды

Материал по теме

AliExpress и "Казпочта" открыли логистический канал в Казахстан

Материал по теме

AliExpress уходит из последнего склада

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

PayPal станет основой для торговли в ChatGPT

PayPal заключила сделку с OpenAI для интеграции своего цифрового кошелька в ChatGPT. Это позволит пользователям платить за товары, найденные через ИИ.  Сделка означает, что с следующего года обе стор...

Wildberries открыл виртуальную примерочную для всех пользователей в России

Wildberries открыл доступ к сервису "Клиентская примерка" для всех пользователей в России после завершения тестирования. Технология позволяет примерить одежду на свое фото в приложении. Сервис работа...

Половина покупателей столкнулась с фальшивыми скидками на маркетплейсах

Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про поведение потребителей на маркетплейсах, а также про ожидания россиян относительно государственного контроля за онлайн-торговлей. Две трети ...

UX-исследование потребительского опыта в eСommerce: как избежать ошибок, из-за которых клиенты уходят без покупки

eCommerce-агентство KISLOROD в сотрудничестве с сервисом AskUsers провело исследование и выяснило, что мешает людям покупать товары в интернете. Оказалось, что пользователей больше волнует удобство интерфейс...

Amazon проведет крупнейшее сокращение штата с 2022 года

Генеральный директор компании Amazon Энди Джесси инициировал крупнейшее сокращение штата с конца 2022 года. Amazon планирует уволить до 30000 (по другим источникам около 14000) корпоративных сотрудников. ...

Wildberries ввел льготные условия для китайских поставщиков

 Wildberries запустил для китайских поставщиков отдельную платформу Wildberries China POP. Проект позиционируется как "официальный запуск китайских POP-магазинов для торговли в России" и "возможность для ки...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.