Увеличиваем эффективность доставки в онлайн-ритейле: несколько технологий

Игорь Бахарев

Доставка для многих онлайн-ритейлеров давно стала управляемым процессом, с помощью которого можно не только доставлять купленные товары, но и повышать лояльность клиентов. Однако, немногие используют все возможности своей логистики на 100%.Руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация Данил Шелехов, поделился удачными практиками клиентов сервиса, которые позволяют получить дополнительные результаты от собственной курьерской доставки. 

Работайте с мотивацией водителей

С появлением IT-инструментов, оцифровывающих движение водителя по маршруту, у компаний появилось гораздо больше возможностей для контроля. Например, с помощью различных мониторинговых систем логист может в режиме реального времени наблюдать за тем, где и насколько задерживается его курьер. 

В результате, водитель может почувствовать себя “в аквариуме”, когда со всех сторон его деятельность видят все - и работодатель, и клиент. Это может привести к психологическому давлению, особенно, если до внедрения такого инструмента курьер мог позволить себе отвлекаться на пути - принять нововведения может быть тяжело. 

Курьеры - это лицо бренда и от качества их работы зависит впечатление от взаимодействия с компанией, поэтому очень важно найти правильную мотивацию для того, чтобы и водители также приняли новые инструменты автоматизации и чувствовали себя комфортно. 

Изначально, у водителей, помимо ощущения того, что за ним все следят, есть проблема с принятием маршрутов, построенных алгоритмическим путем. Для того, чтобы мотивировать их выполнять маршруты один из наших клиентов стал показывать водителям перед выездом на смену расчетный лист с возможной суммой, которую водитель получит по итогам выполнения маршрута. 

Постепенно водители поверили в автоматическое планирование и стали выполнять маршрут именно в последовательности, составленной алгоритмом, так как в этом случае расчет зарплаты был понятным и прозрачным. Это привело к снижению процента недоставок и опозданий, а также повысило мотивацию водителей. 

Возможности для оптимизации: чтобы не рассчитывать время работы водителей вручную, можно синхронизировать систему автоматического планирования маршрутов с 1C (или другой системой, где вы ведете учет рабочего времени) - таким образом вы сможете автоматически получать расчетное время работы и километраж по каждому водителю автоматически. 

Моделируйте вашу логистику

Один из эффектов внедрения автоматического планирования маршрутов - это существенное ускорение процесса планирования. Если раньше компания могла тратить на планирование несколько часов, то теперь процесс занимает 10-15 минут. Освободившееся время открывает целое поле для экспериментов. 

Гибкость алгоритма планирования позволяет менять разные параметры и получать в зависимости от этого разные решения. Логистика становится более прозрачной и управляемой — можно видеть изменения различных метрик последней мили: километража, количества машин, количества потенциальных опозданий и среднюю нагрузку на курьера. 

Так, один из крупных онлайн-ритейлеров пользуется моделированием с изменением разных параметров для поиска наиболее подходящего варианта. Например, существует стратегия равномерного распределения заказов между курьерами - тогда нагрузка между ними распределяется одинаково. А в другом сценарии подбираются максимально плотные маршруты для курьеров и тогда ресурс каждого из них используется по максимуму. 

В результате, в компании сравнивают два получившихся решения и оценивают изменения в метриках - общем километраже всех маршрутов, расстоянию по каждому курьеру, время в пути и время простоя, время начала и завершения маршрута, а также необходимое число курьеров. Это позволяет выбрать наиболее оптимальное решение. 

Возможности для оптимизации: стоит делать моделирование на разных параметрах не только для ежедневного планирования, но и для выбора логистической стратегии. С помощью такого моделирования можно сравнить метрики при разных приоритетах - кто-то готов потратить больше для обеспечения лучшего клиентского сервиса, а кому-то нужно справиться с большими объемами и найти наиболее экономичное решение.

Внедряйте логистику на этапе формирования заказов

Другой известный онлайн-ритейлер пошел еще дальше и внедрил логистику на этапе формирования заказа. Для чего это было нужно и как это выглядело на практике?

В этой компании сделали внутреннюю TMS (Transport Management System) полноценным участником процесса оформления заказа. Теперь клиентам онлайн-ритейлера отображаются временные интервалы, в которые они могут оформить доставку, исходя из уже имеющихся маршрутов. 

Но на TMS формирование маршрутов не ограничивается - далее данные уходят на сервер системы автоматического планирования, где маршруты уплотняются, а часть высвободившихся ресурсов распределяется на обслуживание новых заказов. 

Например, из 30 машин, которые получились в результате планирования внутренней TMS, по итогам обработки алгоритмами маршрутизации получается 27-28 машин - оставшиеся машины снова становятся доступными для наполнения заказами. Эти итерации позволяют по максимуму задействовать каждую машину, и при этом иметь возможность принимать дополнительные заказы. 

Возможности для оптимизации: если вы пользуетесь системой автоматического планирования, то знаете, как важно для алгоритма получать данные в верном и стандартизированном формате. Чтобы не проверять каждый адрес вручную и не исправлять ошибки, достаточно внедрить на сайте сервис автоматической проверки адресов - так в систему будут попадать только корректно заполненные данные. 

Как увеличить эффективность доставки:

  1. Не забывайте про персонал - на них лежит основная нагрузка по обработке заказов, поэтому важно позаботиться об их мотивации. Прозрачность расчета - отличное решение. 

  2. При планировании маршрутов можно и нужно перебирать варианты, при этом отслеживая изменения в основных метриках.

  3. Логистика может работать еще на этапе сбора заказа на сайте - это позволит оптимизировать имеющиеся ресурсы и подготовит компанию к росту и пиковым нагрузкам. 

Материал по теме

Средний вес грузовых партий для маркетплейсов вырос на 13%

Материал по теме

Яндекс разместит рекламу товаров на главной странице поисковика

Материал по теме

Яндекс запустил доставку роботами в загородном отеле

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как покорить свой город: основы успешного локального SEO

Поисковики все чаще меняют алгоритмы, в том числе активно развивают локальный поиск. Он ориентирован на запросы, связанные с подбором товаров или услуг в регионе местоположения пользователя (города, района, ...

Роботов-доставщиков оснастят номерами и ограничат в скорости

Минэкономразвития получило от компании "Яндекс" проект экспериментального правового режима (ЭПР), регулирующего использование роботов-доставщиков на дорогах. Согласно документу, устройства станут полноправн...

Wildberries тестирует платную опцию ускоренной обработки заказов

Wildberries начал тестирование новой услуги "Приоритетный заказ", позволяющей ускорить внутреннюю обработку покупок за дополнительную плату. Стоимость опции составляет 39 рублей за один заказ. При оф...

"Лэтуаль" начала тестировать продажи товаров маркетплейса в офлайн-магазинах

Сеть "Лэтуаль" запустила тестовый проект по продаже товаров поставщиков своего маркетплейса в офлайн-магазинах. Об этом на конференции Upgrade Retail сообщил директор по развитию маркетплейса компании Витал...

Минпромторг выступил за регуляцию маркетплейсов

Министерство промышленности и торговли РФ выступило за регулирование деятельности маркетплейсов. Соответствующие предложения ведомства включены в законопроект "О платформенной экономике", который уже подгот...

До ECOM Expo'25 осталось 5 дней!

Приглашаем вас на ECOM Expo'25 — крупнейшую выставку технологий для интернет-торговли! Что ждёт: ✅ 300+ ecom-решений для вашего бизнеса ✅ 6 потоков деловой программы: маркетинг, бизнес-процессы,...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.