Ultra fresh. Как и почему самая проблемная категория eСommerce становится движущей силой ритейла

Игорь Бахарев

Почему потребители больше не боятся заказывать морепродукты и йогурты онлайн? Это новые сценарии потребления или маркетинговые кампании? Что нужно учитывать ритейлерам, работающим со свежими продуктами, чтобы повысить доходы? Рассказывает эксперт в автоматизации ритейла и основатель сервиса “Все Прилавки” Эдуард Болмосов.

Что происходило в онлайн-торговле продуктами в 2021

За время пандемии онлайн-торговля в сфере FMCG сделала огромный скачок и достигла доли в 5%. Аналитики Data Driven Agency E-Promo прогнозируют, что до 2025 года прирост оборота в e-commerce будет составлять 22,8%. Но вряд ли подобные значения кого-то удивляют — давно понятно, что цифровизация сервисов останется важным условием не только для масштабирования, но и просто для возможности конкурировать на рынке. 

Однако впервые в истории российского ритейла росту e-commerce способствовали не традиционные онлайн-заказы вроде кофе, круп, корма для животных и товаров долгого хранения, а свежие продукты.

Локомотивом развития стала категория, которая доставляет ритейлерам больше всего хлопот — скоропортящиеся товары вроде морепродуктов, овощей, фруктов и молока. В NielsenIQ посчитали, что онлайн-продажи сегмента fresh и ultra fresh выросли на 120% за последний год. Это в четыре раза превышает среднюю динамику в сегменте FMCG. Статистика сервиса “Все Прилавки”, помогающего магазинам “у дома” подключить онлайн-доставку, показывает, что скоропортящиеся товары входят сейчас в абсолютно каждый заказ.

Почему ситуация изменилась именно сейчас  

Товары fresh и ultra fresh были в топе покупок в супермаркетах с начала 2000-х, сразу после улучшения экономической ситуации в стране. Росстат сообщает, что к 2018 году мясо занимало треть продуктового бюджета потребителей, а другая треть совокупно уходила на молочные товары и овощи. Однако онлайн-доставка работала с консервами и крупами еще несколько лет, и виной тому были барьеры на пути клиентов.

  • Во-первых, даже в начале 2020 года время доставки измерялось в днях. Заказ, который покупатель делал утром, в лучшем случае можно было получить вечером или на следующий день. В таком контексте заказывать свежие продукты, необходимые прямо сейчас, представлялось нерациональным.

  • Во-вторых, многие потребители не были уверены в качестве скоропортящихся товаров. В супермаркете можно своими руками выбрать бананы без черных пятен и убедиться, что срок годности йогурта не истекает на следующий день. Сделают ли верный выбор сборщики — вопрос, который стоял остро для покупателей.

  • В-третьих, заказ свежих продуктов онлайн не вписывался в основную модель потребления. Долгое время превалировал тип покупателя, который раз в две недели делает большой заказ на сайте гипермаркета, а за ультрафреш ходит по мере необходимости в магазин у дома.

Разобраться с этими барьерами помогло возникновение экспресс-доставки и повышение качества продуктов. Ритейлеры поняли, что покупатели могут “простить” магазину вялый салат, который они взяли с полки сами, а вот несвежая зелень в доставке станет их последним заказом в этом сервисе.

В условиях, когда продукты приходят в течение получаса, у онлайн-покупателей стали развиваться новые модели потребления. Например, заказ свежей еды раз в 2–3 дня без “затаривания”. Или спонтанные покупки по несколько раз в день: для быстрых перекусов или когда в разгар готовки выясняется, что для грибного крем-супа не хватает сливок.

Какие ритейлеры смогут зарабатывать больше с новыми вводными

Тренд на ультрафреш в онлайн-доставке — возможность, которую обязаны использовать овощные и фруктовые лавки, торговые точки со свежей выпечкой, ритейлеры молочных продуктов, сотрудничающие с местными фермерами, поставщики свежей рыбы и мяса. 

Нишевые ритейлеры уже завоевали доверие потребителей высоким качеством продукции — на уровне, который пока не могут и вряд ли когда-то сумеют предложить гипермаркеты.

Масштабирование бизнеса идет рука об руку с потерей контроля за качеством продукции в каждой отдельной партии. Гиперсторам и маркетплейсам удалось избавиться от подгнившей клубники в доставке или молока, которое в полночь превратится в простоквашу.

А вот от зеленых бананов и помидоров, которым нужно еще неделю доспевать на подоконнике, пока нет. Небольшим торговым ритейлерам с высоким качеством продукции важно дать потребителям то, что они хотят — быструю доставку свежих продуктов на дом.

Что можно для этого сделать:

  • Создать убедительную цифровую витрину с подробным описанием продукции, привлекательным визуалом и понятным интерфейсом. Исследование рынка от PWC показывает, что современным покупателям важна многоканальность цифровых сервисов. Такими могут быть stand-alone сайты, страницы в социальных сетях или ИТ-платформы вроде “Все Прилавки”.

  • Предлагать быструю доставку — свежие товары должны приезжать в пределах 15, максимум 30 минут. Скорость проще обеспечить, если работать с покупателями в пределах своей части города и акцентировать принадлежность точки к развитию местного сообщества.

  • Отбирать для доставки самые лучше продукты и предлагать высокий уровень качества. Давать покупателям возможность при желании принимать участие в выборе товара — с помощью комментариев к заказу или опции видеоподбора. 

  • Настроить эффективный информационный обмен с покупателями. Собирать обратную связь, делать персонализированные предложения и учитывать, насколько приятным опытом онлайн-заказ стал для клиента.

Материал по теме

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Материал по теме

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

Материал по теме

Как увеличить продажи на Wildberries весной: секреты и примеры

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.