Ultra fresh. Как и почему самая проблемная категория eСommerce становится движущей силой ритейла

Игорь Бахарев

Почему потребители больше не боятся заказывать морепродукты и йогурты онлайн? Это новые сценарии потребления или маркетинговые кампании? Что нужно учитывать ритейлерам, работающим со свежими продуктами, чтобы повысить доходы? Рассказывает эксперт в автоматизации ритейла и основатель сервиса “Все Прилавки” Эдуард Болмосов.

Что происходило в онлайн-торговле продуктами в 2021

За время пандемии онлайн-торговля в сфере FMCG сделала огромный скачок и достигла доли в 5%. Аналитики Data Driven Agency E-Promo прогнозируют, что до 2025 года прирост оборота в e-commerce будет составлять 22,8%. Но вряд ли подобные значения кого-то удивляют — давно понятно, что цифровизация сервисов останется важным условием не только для масштабирования, но и просто для возможности конкурировать на рынке. 

Однако впервые в истории российского ритейла росту e-commerce способствовали не традиционные онлайн-заказы вроде кофе, круп, корма для животных и товаров долгого хранения, а свежие продукты.

Локомотивом развития стала категория, которая доставляет ритейлерам больше всего хлопот — скоропортящиеся товары вроде морепродуктов, овощей, фруктов и молока. В NielsenIQ посчитали, что онлайн-продажи сегмента fresh и ultra fresh выросли на 120% за последний год. Это в четыре раза превышает среднюю динамику в сегменте FMCG. Статистика сервиса “Все Прилавки”, помогающего магазинам “у дома” подключить онлайн-доставку, показывает, что скоропортящиеся товары входят сейчас в абсолютно каждый заказ.

Почему ситуация изменилась именно сейчас  

Товары fresh и ultra fresh были в топе покупок в супермаркетах с начала 2000-х, сразу после улучшения экономической ситуации в стране. Росстат сообщает, что к 2018 году мясо занимало треть продуктового бюджета потребителей, а другая треть совокупно уходила на молочные товары и овощи. Однако онлайн-доставка работала с консервами и крупами еще несколько лет, и виной тому были барьеры на пути клиентов.

  • Во-первых, даже в начале 2020 года время доставки измерялось в днях. Заказ, который покупатель делал утром, в лучшем случае можно было получить вечером или на следующий день. В таком контексте заказывать свежие продукты, необходимые прямо сейчас, представлялось нерациональным.

  • Во-вторых, многие потребители не были уверены в качестве скоропортящихся товаров. В супермаркете можно своими руками выбрать бананы без черных пятен и убедиться, что срок годности йогурта не истекает на следующий день. Сделают ли верный выбор сборщики — вопрос, который стоял остро для покупателей.

  • В-третьих, заказ свежих продуктов онлайн не вписывался в основную модель потребления. Долгое время превалировал тип покупателя, который раз в две недели делает большой заказ на сайте гипермаркета, а за ультрафреш ходит по мере необходимости в магазин у дома.

Разобраться с этими барьерами помогло возникновение экспресс-доставки и повышение качества продуктов. Ритейлеры поняли, что покупатели могут “простить” магазину вялый салат, который они взяли с полки сами, а вот несвежая зелень в доставке станет их последним заказом в этом сервисе.

В условиях, когда продукты приходят в течение получаса, у онлайн-покупателей стали развиваться новые модели потребления. Например, заказ свежей еды раз в 2–3 дня без “затаривания”. Или спонтанные покупки по несколько раз в день: для быстрых перекусов или когда в разгар готовки выясняется, что для грибного крем-супа не хватает сливок.

Какие ритейлеры смогут зарабатывать больше с новыми вводными

Тренд на ультрафреш в онлайн-доставке — возможность, которую обязаны использовать овощные и фруктовые лавки, торговые точки со свежей выпечкой, ритейлеры молочных продуктов, сотрудничающие с местными фермерами, поставщики свежей рыбы и мяса. 

Нишевые ритейлеры уже завоевали доверие потребителей высоким качеством продукции — на уровне, который пока не могут и вряд ли когда-то сумеют предложить гипермаркеты.

Масштабирование бизнеса идет рука об руку с потерей контроля за качеством продукции в каждой отдельной партии. Гиперсторам и маркетплейсам удалось избавиться от подгнившей клубники в доставке или молока, которое в полночь превратится в простоквашу.

А вот от зеленых бананов и помидоров, которым нужно еще неделю доспевать на подоконнике, пока нет. Небольшим торговым ритейлерам с высоким качеством продукции важно дать потребителям то, что они хотят — быструю доставку свежих продуктов на дом.

Что можно для этого сделать:

  • Создать убедительную цифровую витрину с подробным описанием продукции, привлекательным визуалом и понятным интерфейсом. Исследование рынка от PWC показывает, что современным покупателям важна многоканальность цифровых сервисов. Такими могут быть stand-alone сайты, страницы в социальных сетях или ИТ-платформы вроде “Все Прилавки”.

  • Предлагать быструю доставку — свежие товары должны приезжать в пределах 15, максимум 30 минут. Скорость проще обеспечить, если работать с покупателями в пределах своей части города и акцентировать принадлежность точки к развитию местного сообщества.

  • Отбирать для доставки самые лучше продукты и предлагать высокий уровень качества. Давать покупателям возможность при желании принимать участие в выборе товара — с помощью комментариев к заказу или опции видеоподбора. 

  • Настроить эффективный информационный обмен с покупателями. Собирать обратную связь, делать персонализированные предложения и учитывать, насколько приятным опытом онлайн-заказ стал для клиента.

Материал по теме

Как увеличить продажи на Wildberries весной: секреты и примеры

Материал по теме

7 трендов eCommerce России в 2024, которые будут работать и в 2025

Материал по теме

Как ритейлеру продать на миллиард через приложение

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.