Суд подтвердил право покупателей подарочных сертификатов на возврат денег

Игорь Бахарев
Московский городской суд подтвердил решение Лефортовского суда столицы о том, что продавцы подарочных сертификатов должны возвращать деньги их владельцам.

Истцом по данному заявлению выступил покупатель мебели Буланов. По его словам, он 10 февраля 2019 года купил у ООО "Фаворит плюс" подарочный сертификат на 75 тыс. рублей. Этот сертификат позволял приобрести товары в интернет-магазине компании. Однако вскоре выяснилось, что в каталоге онлайн-площадки просто не было нужных товаров.

Когда 21 февраля он попытался вернуть товар, в компании ему отказали, сославшись на собственные "Правила оборота подарочных сертификатов". Согласно этим "правилам", сертификат возврату и обмену не подлежит и является "подтверждением обязанности продавца принять этот документ к оплате за товары в сумме, равной номиналу".

В "Фаворит плюс" утверждают, что при покупке сертификата потребитель согласился с публичной офертой, то есть принял условия, на которых этот подарочный сертификат реализуется и используется.

Суд решил, что подарочный сертификат - это товар, к которому можно применять нормы закона "О защите прав потребителей". В частности, ч. 4 ст. 26.1, согласно которой при дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Таким образом, Лефортовский суд взыскал в пользу Буланова более 120 тыс. руб., включая штраф и компенсацию морального вреда. Мосгорсуд подтвердил это решение. Впрочем, на данный момент мотивировочная часть апелляционного определения Мосгорсуда ещё не опубликована.

Старший юрист адвокатского бюро "Халимон и Партнеры" Игорь Ершов, рассказывает, что Лефортовский суд основывал своё решение на следующих тезисах:
  • физическое лицо, приобретшее подарочный сертификат – это потребитель, следовательно, к отношениям между физическим лицом, приобретшим подарочный сертификат, и лицом, реализовавшим сертификат, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей;
  • при дистанционном способе продажи товаров потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней (ст.26.1 Закона о защите прав потребителей);
  • подарочный сертификат не определяет конкретный товар, он определяет право потребителя приобрести предлагаемый продавцом к продаже товар в течение срока действия сертификата;
  • условие о запрете на возврат и обмен сертификата ущемляет права потребителей, следовательно, недействительно.
В итоге, суд пришел к выводу, что отказ вернуть денежные средства в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи в будущем не правомерен.

Как напоминает Ершов, фактически Лефортовский суд признал, хотя буквально и не отметил, что приобретение подарочного сертификата – это аванс будущей оплаты товара, а аванс не может быть удержан.
"В целом, Решение суда первой инстанции законно и принято в русле актуальной судебной практики по данным спорам. Однако не совсем очевидна необходимость аргументировать право потребителя на возврат денежных средств ссылкой на дистанционный способ продажи", - добавляет юрист.
По его словам, необходимо исходить из того, что подарочный сертификат – это аванс и подтверждение прав на покупку товара в будущем, а граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
"Приобретение подарочного сертификата не означает, что приобретшее его лицо обязано реализовать сертификат и купить с его помощью, например, диван, как в рассматриваемом случае, или иной товар. Сертификат – это возможность, право купить что-то, но не обязанность. Что касается условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, то данные условия следует признать недействительными, поскольку они ущемляют права потребителя", - говорит Ершов.
Указанная позиция находит отражение в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе в практике Верховного Суда РФ.
Юрист обращает внимание, что за включение условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, Роспотребнадзор привлекает юридические лица к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522).
Это решение принципиально ничего не изменит, но несколько ускорит развитие рынка, считает Александра Фудала из Digift. У покупателей будет меньше сомнений при покупке, так как карту можно вернуть. 

Материал по теме

Маркетплейс vs бренд: "Детский мир" проиграл суд Московскому метрополитену

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-торговля в России выросла на 36% за год

Оборот российской розничной торговли по итогам первого полугодия 2025 года достиг 28,88 трлн рублей, продемонстрировав годовой рост на 2,1%. При этом сектор электронной коммерции показал значительно более в...

Ритейлеры требуют равных правил для маркетплейсов

Российские ритейлеры выступают за законодательное регулирование маркетплейсов, но отвергают идею их дополнительного налогообложения. Таковы ключевые выводы опроса, проведенного ADG group. Подавляющее...

Яндекс Маркет автоматизирует подбор кадров для пунктов выдачи

"Яндекс Маркет" внедряет автоматизированную систему проверки соискателей для владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Сервис анализирует данные кандидатов и оценивает их благонадежность, что позволит предпр...

ВТБ Авто вышел на Wildberries с предложением машин премиум-брендов

На Wildberries начали продаваться автомобили от сервиса ВТБ Авто. Партнер разместил на витрине маркетплейса новые машины BMW, Toyota, Mercedes-Benz и Volkswagen. Цены стартуют от 4 млн руб. Пока заказ возмо...

Школьный шопинг разогнал онлайн-ритейл в августе

Онлайн-ритейл РФ демонстрирует резкий всплеск продаж на фоне сезона школьного шопинга, говорят эксперты Нильсен. После периода плавного замедления, связанного с "взрослением" рынка, темпы роста в натурально...

Ozon запускает раздел с люксовой модой для растущей аудитории

Ozon выходит на растущий рынок люксовой моды, запуская специализированный раздел Ozon Fashion Lux. На новой витрине будут представлены оригинальные товары премиальных брендов, включая ушедшие с российского ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.