"Серая" логистика уходит в прошлое: кто останется на рынке после кризиса?

Игорь Бахарев

Рынок грузоперевозок в 2025 году переживает жесткий спад — объемы падают на 25% год к году. Рентабельность бизнеса перевозчиков снизилась, а расходы начали расти из-за повышения ключевой ставки. По прогнозам ассоциации "АвтоГрузЭкс", до 30% перевозчиков могут закрыться уже в этом году, при том что 65–70% рынка логистики все еще находится в "серой зоне".

Основные причины — это рост издержек на обслуживание крупнотоннажного автопарка (прежде всего лизинговые платежи) и ужесточение контроля со стороны государства. На фоне общего спада по объемам грузоперевозок крупные транспортные компании вроде "Деловых Линий", ПЭК или "Байкал-Сервис" сохраняют относительную стабильность и держатся на плаву за счет масштабной инерции и крупных контрактов. Более мелкие игроки вынуждены искать альтернативные способы существования.

Постепенно государством создаются условия, при которых коммерческий автотранспорт не сможет работать в "серой" зоне. В результате наблюдается явный тренд к "обелению" логистического бизнеса.


Так почему же гибнут честные, а выживают серые?

Ни для кого не секрет, что исторически существуют серые схемы, где службы доставки зарабатывают за счет использования неоформленных сотрудников, которые получают зарплату в конвертах. Такая бизнес-модель мгновенно уходит в минус, как только компании начинают платить налоги за каждого официально оформленного сотрудника (те же 40% от ФОТ).

В eСom-доставке многие курьеры и водители работают как самозанятые — пусть без социальных гарантий и на личном транспорте, но пока ещё законно. Неудивительно, что курьерским компаниям это очень выгодно: никаких расходов на соцпакет, ремонт авто или топливо — всё включено в стоимость доставки заказа (оплата за точку). Днём такие работники развозят заказы на стареньком легковом авто, а вечером и на выходных эксплуатируют машину в личных целях.

С крупнотоннажным флотом ситуация обстоит принципиально иначе: он не может использоваться для личных нужд (возить детей в школу или на дачу) и приобретается исключительно в коммерческих целях. А значит, экономия за счет двойного назначения невозможна. ИП и частнику невыгодно брать машину под 30% годовых за 10 млн рублей без возможности возмещения НДС за лизинговые платежи.

Так что перспектива найти самозанятого курьера с личным тягачом и фурой выглядит весьма туманно. Ни один частник не в состоянии обслуживать лизинговые платежи при средней процентной ставке 30% (с учётом комиссии банка, лизинговой компании и страховой ставки). Поэтому небольшие операторы крупнотоннажных перевозок ежедневно теряют лизинговую технику из-за просрочек по оплатам. Стоянки переполнены изъятыми автомобилями, на маршрутах — дефицит коммерческого транспорта, себестоимость уверенно ползет в космос.

В отличие от курьерских компаний с мелкой посылкой, которые могут доставлять товары на чем угодно и как угодно, грузоперевозчик с коммерческим флотом не может просто так посадить за руль неоформленного сотрудника.

Конечно, некоторые грузоперевозчики по-прежнему рисуют "левые" накладные и платят водителям зарплату в конвертах, а расчёты между контрагентами ведут за наличные. Всё это работает, пока контролирующие органы не добрались до схем с неясным происхождением средств. Как только ФНС при поддержке СК начнёт выборочные проверки, "серые" схемы рухнут. А вместе с ними начнут массово тонуть и банкротиться компании, которые годами избегали легализации — их бизнес-модель уже нежизнеспособна в новой реальности.


Курс на коллаборации

Мелкие компании ищут выходы: либо тихо закрываются уже сейчас, либо пытаются создавать коллаборации. Примером продолжающейся консолидации стало недавнее поглощение Boxberry — одного из крупнейших игроков в сегменте eСommerce-доставки. Слияние с более крупным логистическим холдингом открывает доступ к инфраструктуре, оборотным средствам и юридическим механизмам "белой" работы, которые недоступны одиночным компаниям. Для Boxberry это шаг к выживанию, для покупателя — способ усилить позиции в умирающем "среднем сегменте".

Коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф-Карго" Михаил Коптев уверен, что в 2025-2026 годах слияния и коллаборации на логистическом рынке станут важным трендом. Крупные игроки стремятся расширить свои сети, улучшить эффективность и снизить затраты, а для субъектов малого предпринимательства укрупнение рынка может представлять как угрозы, так и возможности.

"Большие компании могут предложить более низкие цены и более широкий ассортимент услуг, новым компаниям будет сложнее конкурировать с уже устоявшимися крупными игроками. С другой стороны, небольшие компании могут сосредоточиться на узкоспециализированных услугах, а также объединяться между собой для создания совместных предложений или для доступа к новым рынкам", - говорит эксперт.

Директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов подтверждает, что хотя слияния и коллаборации на логистическом рынке не являются массовым трендом, сейчас есть явные предпосылки для объединений.

"Во-первых, рынок eСommerce требует от нас не только логистической, но и более широкой экспертизы: развития IT-среды, удобства интеграций, роботизации, гибкого подхода к географии перевозок, умения работать как со штучным товаром, так и с большими партиями, сочетания разных моделей обслуживания - B2B, D2C, FBO, FBS, DBS, экспресс-доставки, работы с крупногабаритом и тд." - говорит эксперт.

Поэтому компании должны соответствовать или предвосхищать требования рынка. Но в условиях нестабильной экономики инвестировать в освоение новых направлений может быть рискованно. Для нивелирования рисков с одной стороны и развития своей экспертизы с другой, слияния и коллаборации являются логичным решением. Плюс развитие технологий, конечно. Маржинальность снижается, конкуренция усиливается, на этом фоне неотъемлемой частью бизнеса является технологичность. Не вкладываясь в это, выжить будет сложно.


Вперёд к "белому" рынку

Также наблюдается явный тренд к укрупнению и "обелению" логистического бизнеса. 

"Мы наблюдаем на рынке транспортно-логистических услуг тенденцию «обеления», которая явно прослеживается в 2025 году. Для сторонников неофициальных схем ситуация плачевная, так все больше обостряется проблема реализации «серого» импорта на российском рынке", - рассказывает коммерческий директор АО "Юнитрейд" Марина Казакова.

Такая тенденция, по мнению эксперта, в первую очередь связана с тем, что Правительство РФ поэтапно вводит комплекс мер, направленных на снижение незаконного оборота ввезенной продукции. В частности, в 2025 году продолжает расширяться использование системы обязательной маркировки на новые группы товаров. 

Расширение обязательной маркировки, повышенный контроль за разрешительной документацией на товары, новые механизмы контроля за выполнением обязательных требований техрегламентов - власти неуклонно дожимают "серый" бизнес. Казакова прогнозирует, что, с учетом принятых и планируемых мер, к 2027 году около 90% рынка будет находиться в "белой" зоне.   

Аналогичные процессы уже происходили ранее на более зрелых рынках, в том числе в США: после кризиса 2008 года и во время взрывного роста eСommerce в 2018–2022 годах логистический рынок США пережил волну банкротств мелких перевозчиков, за которыми последовали масштабные слияния и поглощения. Выжили те, кто смог масштабироваться или вовремя "встроиться" в крупную экосистему.

И если курьерские службы способны пройти и выдержать этот путь, то владельцы коммерческого транспорта сталкиваются с критической ситуацией: работать "в серую" становится невозможно, а "в белую" — совсем не имеет смысла.

В условиях кризиса выживут только те, кто либо слишком большой, чтобы падать, либо слишком везучий, чтобы его поймали. Остальным останется объединяться — или покидать бизнес.

Материал по теме

СДЭК Фулфилмент стал первым российским логистическим оператором, вышедшим на ближневосточный рынок

Материал по теме

Курьерские сервисы просят власти Петербурга смягчить новые правила доставки

Материал по теме

Курьерская доставка Wildberries ускорилась: новый рекорд в 40 минут по России

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Улыбка радуги" запускает 15-минутный самовывоз на сайте

"Улыбка радуги" выводит сервис быстрого самовывоза на сайт – теперь заказ можно забрать уже через 15 минут. Ранее функция была доступна только в мобильном приложении. Для реализации проекта компания ...

Fix Price расширяет онлайн-продажи в ОАЭ через маркетплейс Noon

Fix Price усиливает присутствие на ближневосточном рынке, запустив продажи на маркетплейсе Noon в ОАЭ. Платформа, которую называют "Amazon Ближнего Востока", ежедневно привлекает до 500 000 пользователей. Э...

"Яндекс Еда" представила инструмент для анализа конкурентов в сегменте общепита

Сервис доставки "Яндекс Еда" запустил новый аналитический инструмент для ресторанов. Раздел "Конкурентный анализ" доступен в личном кабинете "Яндекс Еда Вендор" и призван помочь заведениям "вовремя принимат...

Онлайн-торговля заняла четверть розничного рынка России

В первой половине 2025 года объем онлайн-торговли в России достиг 5,3 трлн рублей, показав рост на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-т...

Мошенники парализуют продажи на Ozon через массовый резерв товаров: кейс

На Ozon зафиксирована новая схема мошенничества, которая позволяет злоумышленникам фактически блокировать работу магазинов без взлома аккаунтов. Метод основан на массовом резервировании товаров, что дел...

Россияне покупают ушедшие бренды на маркетплейсах

Более половины россиян (52%) приобретают товары ушедших западных брендов через маркетплейсы. Чаще всего для этого используют Ozon (56%), Wildberries (40%), "Яндекс Маркет" (10%), а также зарубежные площадки...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.