Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight

Игорь Бахарев
Агентство Data Insight представило исследование "Онлайн-рынок медицинских товаров". Исследователи рассказали, как изменился рынок за I полугодие 2017 года.

Кроме фармацевтики категория включает медицинскую технику, оптику (очки и линзы), товары для здоровья (БАДы).

Общие цифры рынка

В период с июля 2016 по июнь 2017 год в интернет-магазинах медицинских товаров, входящих в ТОП1000, было оформлено 9,8 миллионов заказов на сумму 23,7 миллиардов рублей.

001.png

Рост числа онлайн-заказов относительно I полугодия в 2016 года составил 35%. За тот же период времени сумма eCommerce-продаж увеличилась на 33%. То есть средний чек товарной корзины в этом сегменте немного упал и составил 2,4 тысячи рублей.

002.png

Интересно, что 7% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в первом полугодии 2017 года были сделаны в интернет-магазинах медицинских товаров. Но из-за низкого среднего чека лишь 3% составила их доля по объему выручки. Впрочем, по словам экспертов, сейчас наблюдается тренд на увеличение в ассортименте количества нефармацевтических товаров, что способствует увеличению среднего чека.
003.png
В секторе медицинских товаров конверсия составила 8%. Это очень много. Ближайшие показатели у универсальных магазинов и магазинов одежды и обуви - 10,2% и 7,5% соответственно.

Высокая конверсия, отмечает сооснователь Data Insight Фёдор Вирин, связана с тем, что люди, делающие заказ, четко понимают, что им надо. И покупают они с высокой вероятностью, так как это не случайное желание что-нибудь купить, а реальная потребность.

Тренды

Основным сдерживающим фактором развития рынка остаётся Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который ограничивает дистанционную торговлю лекарственными средствами.

Именно по этой причине исследователи вынуждены были сформулировать "Интернет-продажи", как продажи через сайт, на котором можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину. Дело в том, что наши онлайн-аптеки зачастую предполагают, что потом такой заказ будет выкупаться в самой офлайновой аптеке. Тут речь идёт не о полноценной онлайн-покупке, но что есть.

В 2018 году Госдумой по плану будет рассмотрен законопроект, согласно которому торговать в розницу через интернет смогут аптечные организации, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. Также будет введен запрет на дистанционную торговлю рецептурными препаратами, наркотическими и психотропными средствами.

Вирин считает что возможное снятие этого ограничения в 2018 году станет существенным фактором роста в отрасли. "Как следствие, мы ждём увеличение доли онлайн-продаж в категории и рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле", - добавляет он.

Интернет-магазины и аптеки

54 интернет-магазина медицинских товаров входит в ТОП1000 российских онлайн-ретейлеров. Из них 45% - онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сектора медицинских товаров, а по выручке - 60%.

30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники. Это связано с тем, что в этой отрасли очень высокий средний чек.
004.png
Важнейшим игроком на рынке медицинских товаров сейчас является Apteka.ru. Доля этого магазина в заказах среди всех интернет-магазинов медицинских товаров из ТОП1000 составляет сразу 48%!

Apteka.ru активно продаёт и через мобильное приложение. Это самое популярное мобильное приложение из всех подобных в России.
005.png
На втором месте с большим отрывом идёт Zhivika.ru (9% от всего рынка) и Aptekaforte.ru (5% от всего рынка).

006.png

Крупнейшей аптечной офлайн-сетью, представленной в онлайне, является "Ригла". Помимо rigla.ru сети принадлежат крупные сайты zhivika.ru, budzdorov.ru, aptekazhivika.ru.

006.png

Интересно, что в последнее время существенно снизилась доля людей, приходящих в аптеки с Яндекс.Маркета. 60% переходов на онлайн магазины медицинских товаров приходится на органический поиск
008.png
Статистика Data Insight по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по 1000 крупнейших российских интернет-магазинов в первом полугодии 2017 года по количеству заказов.
Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе. При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях.
Материал по теме

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Материал по теме

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Материал по теме

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.