Ритейлеры предложили ужесточить контроль маркировки и запретить онлайн-продажу алкоголя

Игорь Бахарев
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила письмо председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину с предложением обязать маркетплейсы проверять маркировку товаров и исключить из законопроекта о платформенной экономике норму, разрешающую дистанционную продажу алкоголя и табака с использованием биометрии.
Спор о маркировке
АКОРТ предлагает, чтобы товары, проходящие через логистическую инфраструктуру маркетплейсов (склады, сортировочные центры, пункты выдачи), проверялись на наличие маркировки. Конкретные меры должно определить правительство.
Текущая ситуация создает лазейки для недобросовестных продавцов, особенно в категориях с высоким риском: продукты питания, БАДы и детские товары, пояснил председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов. Он подчеркнул, что маркетплейсы обладают техническими возможностями для проверки маркировки, и возложение на них этой обязанности поможет снизить оборот нелегальных товаров.
Глава совета по электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров считает, что проверка маркировки должна оставаться обязанностью государства, а не платформ. По его словам, возложение этой функции на маркетплейсы увеличит издержки бизнеса и может привести к росту цен.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; входят Ozon, Wildberries, "Ситилинк", "М.видео", "Авито") Артем Соколов считает, что требование по проверке маркировки уже реализовано: "Платформы подключены к "Честному знаку", и без регистрации товара размещение невозможно. Фактически это уже работает".
Алкоголь не пройдёт
Богданов выступает и против нормы, разрешающей продажу алкоголя и табака через биометрическую верификацию в Единой биометрической системе (ЕБС). В ассоциации считают, что это противоречит законодательству о подакцизных товарах и не обеспечит должного контроля за возрастом покупателей.
Также в АКОРТ предлагают распространить действие закона "О торговле" на продовольственные товары, которые маркетплейсы выкупают в собственность, и снять ограничения на посреднические услуги для площадок, входящих в одну группу с торговыми сетями.
Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что проверка маркировки сложна технически: если товар доставляется продавцом напрямую, маркетплейс не может вскрывать упаковку.
В Wildberries заявили, что уже проверяют маркировку при приемке товаров на склад. Однако при схемах, в которых Wildberries выступает только как витрина или логист, но не хранит товар на своем складе, проверить маркировку невозможно – товар поступает уже упакованным, подтвердил он. Тем не менее отсутствие маркировки является нарушением оферты, подчеркивает представитель Wildberries.
В компании также поддержали биометрическую продажу алкоголя, назвав предложение АКОРТ "попыткой заблокировать конкуренцию".
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте