"Платон" для магазинов: что ждет рынок eCommerce

Игорь Бахарев

29 августа авторы законопроекта "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника" и поправки в действующий закон "О защите прав потребителей" отправят свои предложения по досудебному регулированию споров в онлайне в правительство.

Документом, в частности, предлагается создать специальные ресурсы, через которые недовольные клиенты смогут направлять претензии продавцу (онлайн-магазинам, сервисам и маркетплейсам) и привлекать "независимых лиц" в качестве посредников.

Мы попробовали препарировать этот законопроект и вытащить оттуда все самое важное. При этом нет гарантии, что именно эта версия документа пойдёт в правительство.

Кто будет создавать такие платформы и управлять ими?

Точно не сказано. Имеется следующий пассаж: "Оператор платформы онлайн урегулирования споров - лицо, которое владеет платформой онлайн урегулирования споров, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает ее функционирование".

Это будет одна платформа или несколько?

Формально - точно несколько. Об этом прямо говорится в одной из статей. 

Проблема в том, что "Оператор платформы" будет обязан постоянно поддерживать связь со всеми магазинами и потребителями, которые направляют жалобы. Кроме того, у него должен быть доступ к " экспертам, специалистам, медиаторам и иным независимым посредникам", которые будут содействовать в спорах. Наконец, для работы такую площадку надо будет регистрировать в специальном "федеральном органе". Этот "орган" будет вести реестр таких площадок.

В законопроекте встречается интересный момент: "Процедура урегулирования споров, инициированная на основании требования потребителя, подлежит прекращению после поступления информации от продавца (исполнителя) о том, что поступившее ранее посредством платформы онлайн урегулирования споров требование того же потребителя ранее предъявлено продавцу (исполнителю) с использованием иной платформы онлайн урегулирования споров". То есть все платформы будут обязаны как-то обмениваться информацией о поступивших жалобах.

Обязательно ли участие для интернет-магазинов в этом проекте?

Сложный вопрос. Источник РБК и глава НАДТ Александр Иванов говорят, что да. На самом деле там об этом не написано.

Однако оговаривается, что потребитель вправе предъявить претензию через платформу и продавец обязан участвовать в урегулировании спора с помощью площадки.

Однако это касается только тех компаний, у которых размер суммы выручки от реализации товаров или услуг превышает один миллиард рублей за прошедший календарный год.

Кроме того, в законе говорится, что потребитель обязан направлять требования через площадку в том случае, если "до сведения потребителя была доведена информация о присоединении продавца (исполнителя, владельца агрегатора) к функционирующей платформе урегулирования споров". Из этой фразы следует, что магазине может и не быть присоединенным к такой платформе.

Более четко описывается ситуация с товарными агрегаторами. "Владелец агрегатора обязан обеспечить потребителям, заключающим договоры с использованием его агрегатора, возможность урегулирования споров с использованием платформ онлайн урегулирования споров", - говорится в документе. 

Кто будет оплачивать весь этот банкет?

Неясно. С потребителя не взимается плата за участие в урегулировании споров. Об этом прямо указано в законопроекте. Сразу несколько источников утверждают, что планируется обязать магазины оплачивать работу платформы. В законопроекте такого пункта нет.

Кстати, оговаривается, что оплачиваться будут не только "услуги оператора платформы онлайн урегулирования споров", а также услуги "независимых посредников, участвующих в урегулировании спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Что это даст магазинам?

Мало чего. Вот разве что будет изменен пункт 6 статьи 13 закона "О защите прав потребителей". Сейчас там предусматривается штраф " за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя". Новый законопроект предлагает убрать этот штраф, если магазин "добросовестно участвовал в процедурах урегулирования спора с использованием платформы онлайн урегулирования споров".

Когда заработают эти площадки?

Не ранее 1 января 2020 года

Материал по теме

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Материал по теме

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Материал по теме

Онлайн-магазины хотят защитить от "сатанинской атрибутики"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.