От лайков к чекаутам: как бренды монетизируют поведение в соцсетях

Игорь Бахарев
С развитием цифровых технологий социальные сети стали все больше оказывать влияние на решения потребителей. Более половины потребителей в России делают покупки на основе информации, полученной в социальных сетях. Основатель и генеральный директор Дмитрий Шиманов компании MAR CONSULT рассказал о том, как бренды используют эти данные для формирования стратегии продаж и какие изменения ожидаются в ближайшие годы.
Влияние социальных сетей на решения потребителей
Социальные сети изменили традиционный путь потребителя от осведомленности о бренде до покупки. По данным Statista на 2024 год, 40% людей по всему миру покупали товары онлайн по рекомендации инфлюенсеров в социальных сетях. Это свидетельствует о том, что социальные сети стали мощным инструментом влияния на покупательские решения.
Теперь компании должны учитывать не только рекламу, но и отзывы, рекомендации и общий пользовательский контент, чтобы эффективно взаимодействовать с потребителями. Это подтверждает важность изучения потребительского поведения в социальных сетях и создания качественного контента и взаимодействия с целевой аудиторией через социальные платформы.
Изучение поведения потребителей
Многие российские бренды начали активно изучать поведение потребителей в социальных сетях, чтобы разработать более эффективные стратегии продаж. Анализ данных из социальных сетей позволяет компаниям выявлять ключевые тренды, предпочтения и поведенческие паттерны своих целевых аудиторий, а также прогнозировать будущие изменения в поведении потребителей.
Этот процесс включает в себя отслеживание активности пользователей, анализ их предпочтений и оценку эффективности различных маркетинговых кампаний. Например, компании могут использовать данные о том, какие типы контента вызывают наибольший интерес, какие продукты чаще всего обсуждаются и какие отзывы получают наивысшие оценки.
По данным DATA BRIDGE Market Research, объем мирового рынка аналитики социальных сетей оценивался в 7,63 млрд долларов США в 2024 году и по прогнозам должен достичь 77,97 млрд долларов к 2032 году, при среднегодовом темпе роста 33,7%.
Использование данных из социальных сетей позволяет не только лучше понимать клиентов, но и разрабатывать более таргетированные маркетинговые кампании, что в конечном итоге приводит к увеличению продаж.
Рост продаж с привлечением пользователей социальных сетей
По информации отчета Digital 2025 от Datareportal, в 2025 году реклама в соцсетях — один из ключевых каналов, через который пользователи находят бренды, ее доля — 29,7%. Согласно нашим данным, компании, которые активно используют данные из социальных сетей для формирования своих маркетинговых стратегий, отмечают значительный рост продаж – около 20-30%.
Это связано с тем, что такие стратегии позволяют компаниям более точно таргетировать свои рекламные кампании и создавать контент, который лучше резонирует с их целевыми аудиториями. По результатам исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в июне 2025 года, 64% россиян положительно или нейтрально относятся к тому, что реклама в интернете «подстраивается» под их интересы.
Ограничения соцсетей
Наличие фейковых аккаунтов и накрученных отзывов ведет к недостоверной информации, которую необходимо верифицировать с помощью традиционных методов исследований. Помимо этого, выборка может иметь ряд ограничений из-за того, что не все пользователи активно участвуют в социальных сетях, что может приводить к искажению результатов.
Прогноз
Исходя из текущих трендов, аналитики прогнозируют дальнейший рост влияния социальных сетей на потребительское поведение: в ближайшие три года ожидается увеличение доли покупок, совершаемых на основе рекомендаций из социальных сетей до 60-80%, при этом 25-30% интернет-пользователей в России будут совершать покупки непосредственно через социальные платформы.
Это делает социальные сети критически важным инструментом для брендов, стремящихся к увеличению своей доли рынка. В соответствии с этим, все больше компаний будут учитывать в маркетинговых стратегиях изучение потребительского поведения в социальных сетях, что уже к концу года даст прирост рынка аналитики социальных сетей в 35-40% и составит около 100 млрд рублей.
В будущем влияние социальных сетей на покупательское поведение будет только усиливаться. Бренды, которые смогут эффективно использовать эти платформы для взаимодействия с потребителями, получат значительное преимущество на рынке.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте