Не заработало: четыре проблемы при автоматизации доставки

Игорь Бахарев

Масштабирование бизнеса неизбежно влечет за собой потребность в автоматизации многих привычных процессов. Так, с ростом спроса на доставку все больше онлайн-ритейлеров отказывается от ручного планирования доставки в пользу автоматического построения маршрутов. Но не все пилотные проекты получают дальнейшее развитие.

Эксперты логистической платформы Яндекс.Маршрутизация проанализировали самые распространенные проблемы, которые мешают бизнесу автоматизировать доставку, и предложили пути их решения. 

Проблемы с организацией проекта

Многие компании допускают ошибку, когда не выделяют автоматизацию доставки в отдельный проект. Для этого нужно:

  • Сформулировать метрики, изменение которых и является целью проекта;

  • Составить план из взаимосвязанных задач с конкретными сроками;

  • Сформировать проектную команду и назначить ответственного за проект;

  • Выделить бюджет. 

Из-за того, что автоматизация воспринимается как фоновый процесс, ее завершение сильно затягивается. Перестают быть понятными конечные сроки и следующие действия, которые должны привести к цели. К примеру, в компании есть директор, который хочет внедрить автоматизацию, но не может погрузиться в детали. В результате нехватки времени у него, а также у логистов и программистов, которые заняты текущими вопросами, процесс автоматизации начинает буксовать и может привести не к прибыли, а убыткам. 

Решение: выделить автоматизацию в проект, назначив за него ответственного менеджера. Он сможет координировать разноплановые задачи: организовать подготовку исходных данных, работать с IT-специалистами над доработками и тестированием системы. При этом, когда заранее сформулированы основные этапы и задачи проекта, контроль проекта становится более прозрачным. 

Проблемы с исходными данными 

Данные - это топливо для алгоритма, который строит автоматические маршруты. Для корректной работы ему требуется информация по заказам, которая накладывается на имеющиеся ресурсы, с учетом внутренних и внешних ограничений. Если этих данных нет, или они оформлены некорректно - система даст сбой. 

Существует три группы проблем с данными: 

1) Данные отсутствуют. Информация о клиентах может храниться в головах у логистов или держаться в разрозненном виде и в разных форматах, включая рукописные пометки в тетрадях. Помимо этого, не ведется важная информация о собственном автопарке - габаритах машин и их грузоподъемности, о торговых точках - времени приема заказов и данных контактных лиц. 

2) Данные есть, но не полностью. К примеру, часть информации содержится в голове у ответственных лиц - в системе есть информация о том, что клиент принимает машины только до трех часов, но только водитель знает о том, что в магазине есть перерыв на прием товара с 11 до 12. При этом, эти данные не внесены в единую систему. 

3) Данные не структурированы. Если человек способен понять адрес “Ленина 2, подъезд за углом, позвонить три раза”, то для алгоритма это становится бессмысленным набором фраз.

Рекомендация: если данных нет, то нужно начать их собирать, продумав место и формат их хранения, а также процесс их обновления и верификации. К примеру, автоматизировать этот процесс, внедрив сервис проверки адресов при заказе на сайте. Тогда клиент будет сам вводить правильный адрес, который без корректировок будет обрабатываться любой логистической системой. 

Если данные хранятся в разрозненном виде, то нужно привести их к единой структуре. Помимо этого, необходимо составлять справочники с учетом всех требований клиента к доставке, информации об автопарке и данных о совместимости грузов между собой. 

Проблемы с IT

На скорость и эффективность автоматизации влияет существующая IT-инфрастуктура в компании. Одни онлайн-ритейлеры используют единую систему для автоматизации всех процессов, а другие выбирают специализированные решения для каждой задачи и затем связывают их между собой. 

От гибкости IT-инфрастуктуры и возможности ее доработки зависит скорость внедрения проектов. Иногда для автоматизации доставки нужно всего лишь наладить обмен данными между разными алгоритмами, но для некоторых систем настроить такие протоколы взаимодействия оказывается сложно и долго. Для этого требуется и наличие квалифицированных IT-специалистов, которые не всегда есть в штате компании. 

Рекомендация: выбрать для себя оптимальную схему взаимодействия с IT. Для тех, у кого есть собственные IT-службы - заранее запланировать время работы специалиста, четко обозначив требуемые задачи. Для тех, у кого собственных IT-ресурсов нет - обратиться к вендору систем автоматизации или интеграторам. Очень часто существуют уже готовые модули интеграции с самыми популярными системами или проверенные специалисты, которые неоднократно проходили процессы интеграции. 

Проблемы с изменением внутренних бизнес-процессов

После того, как все нужные доработки реализованы, а IT-системы интегрированы - начинается пилотный период, во время которого компании предстоит перестроить свои привычные бизнес-процессы. Так, менеджеры по продажам должны по новому вносить данные о клиентах, логисты иначе работать с маршрутами, а курьеры - стараться соблюдать их и пользоваться новыми технологиями трекинга. 

Сначала логист будет работать в режиме условного автопилота - с базовыми настройками, с которыми можно начинать работу. Но в дальнейшем ему предстоит разобраться с тем, как работает алгоритм, научиться не просто получать конечный результат, но и управлять им. В свою очередь водителям и курьерам предстоит довериться тем маршрутам, которые будет предлагать им система. 

Помимо новых маршрутов курьеры начинают пользоваться трекинговыми системами - специальными мобильными приложениями, которые помогают им выполнять маршрут и показывают клиенту расчетное время прибытия курьера. При этом, отклонившийся от маршрута водитель не только нарушает обещание для одного клиента, но и рискует нарушить время прибытия по всем точкам маршрута. 

Рекомендация: при изменении процессов не нужно забывать о необходимости переходного периода. Особого внимания требует адаптация персонала - важно помогать им разобраться в работе системы и мотивировать на изменения. Чем больше внимания будет уделено выстраиванию нового взаимодействия, тем быстрее бизнес начнет чувствовать ощутимы результаты от автоматизации доставки.

Рекомендации по автоматизации доставки:

Для того, чтобы автоматизация доставки прошла быстро и эффективно, нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Определите цели изменения процесса. Важно ответить на вопрос - что должно поменяться?

  2. Определите ключевые метрики и их значения до начала автоматизации, чтобы понять, как они изменились после.

  3. Внедрение автоматического планирования требует проектного подхода: план работ, сроки, ресурсы, бюджет и ответственного за его реализацию.

  4. Разберитесь с данными и схемой IT-реализации. Подумайте как и какие системы должны взаимодействовать между собой. Выделите данные, которые будут участвовать в этом обмене и обеспечьте смежные процессы их заполнения в необходимом объеме.

  5. После первичной интеграции предусмотрите переходный период, в ходе которого уделите особое внимание к изменениям в работе людей, связанных с проектом.

Материал по теме

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

В Москве пройдет ReIndustry Expo — выставка технологий для модернизации производства и логистики

24-26 июня в Тимирязев Центре (Москва) пройдет ReIndustry Expo - выставка технологий и IT-решений для модернизации производства и логистики. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышле...

Россияне выбирают практичность в весенних покупках: аналитика

Ювелирный бренд Sokolov и Lamoda выяснили, как жители крупных городов России обновляют гардероб с наступлением весны. Опрос 1201 респондента показал, что покупатели все чаще отдают предпочтение комфорту и к...

Хакеры сломали маркетплейс от РЖД?

Торговая платформа "РЖД Маркет", запущенная Российскими железными дорогами, уже около месяца находится в режиме технического обслуживания. На сайте маркетплейса размещено уведомление о временной недоступнос...

Каждый третий покупатель ищет товары с помощью диалектных слов

Более половины россиян (54%) используют в речи диалектные слова, а каждый третий применяет их при поиске товаров в интернете. Такие данные представил "Яндекс Маркет" по итогам опроса 3,2 тысячи респондентов...

Яндекс Маркет расширяет сеть пунктов выдачи для ускорения доставки

Яндекс Маркет значительно увеличивает количество транзитных точек приема товаров от продавцов — до 8 тысяч новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) по всей России. Это почти в 12 раз больше, чем было ранее. Тепер...

Ozon возобновляет постоплату для части товаров

С 25 апреля маркетплейс Ozon запускает тестирование постоплаты для покупателей в 27 регионах России. Услуга будет доступна только для 3% заказов и затронет ограниченный набор категорий, исключая fashion-това...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.