Минпромторг принудил маркетплейсы к открытости

Игорь Бахарев

В подписанных летом прошлого года "Стандартах взаимодействия маркетплейсов и продавцов товаров" появились изменения. Теперь маркетплейсы обязаны держать в открытом доступе полную информацию о штрафах и удержаниях. Новые поправки - реакция комиссии при Минпромторге на осенний скандал со штрафами Wildberries за "несоответствие габаритов товаров".

Что поменяли: Пункт о размещении на маркетплейсе в открытом доступе информации о наборе услуг и итоговой комиссии для продавца дополнили обязанностью площадки предоставлять детализированную информацию о штрафах, доплатах, корректировках и удержаниях. 

Зачем поменяли: Поводом для внесения таких дополнений в документ стал, выявленный в результате обращений продавцов в Комиссию, вопрос применения штрафов при нарушении заявленных продавцом габаритов товара. Напомним, что с конца ноября Wildberries стал штрафовать селлеров из-за якобы "несоответствия габаритов товаров". И новая система штрафов вызвала бурю негодования со стороны продавцов.

Например, одного предпринимателя, торгующего бытовой техникой и игрушками, оштрафовали на 2,5 млн рублей — хотя он указывал габариты от производителя. За каждую позицию он получил штраф в 10 тысяч рублей, а нарушения маркетплейс нашёл у 2500 товаров.

Дошло до того, что десятки селлеров осадили московский офис компании, требуя отменить эти штрафы. В ситуацию были вынуждены вмешаться власти. В результате предприниматели составили коллективное письмо, его подписали около 200 человек, сумма их штрафов составляет примерно 42 млн рублей. Подписанты потребовали приостановить начисление штрафов, обеспечить проверку и отмену начисленных штрафов.

Наконец-то к концу года площадка пообещала, что изменит правила измерения габаритов товаров. Кроме этого, утверждают в ФАС, Wildberries изменит принцип общения с поддержкой: теперь продавцы смогут вести диалог со специалистами (при необходимости — с подключением старшего специалиста), пока проблема не будет решена. 

Мнение маркетплейсов: В Wildberries утверждали, что это предприниматели пытаются обманывать маркетплейс, намеренно занижая габариты, чтобы получить более низкие тарифы на перевозку.

"Нередки случаи, когда продавец, отправляя товар на склад маркетплейса, заявляет габариты, заниженные в разы, не соответствующие реальным, — таким образом продавцы хотят получить низкие тарифы на логистику, а в результате компании-перевозчики несут убытки, могут быть сбои с планированием мест на складах, увеличиваются сроки приемки", - поясняют в АКИТ. 

И что теперь? Комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге приняла решение дополнить "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров" также пунктом о создании прозрачных условий для сотрудничества между сторонами и не допускать злоупотреблений, а именно: "Правила работы маркетплейса не должны приводить к необоснованным доначислениям, корректировкам, удержаниям, блокированию, ограничению пользователей, расторжению договора". 

Президент АКИТ, Заместитель председателя Комиссии по саморегулированию, Артем Соколов: "Почти 680 обращений от продавцов поступило на сегодня в Комиссию, 38 из них пока в работе, остальные рассмотрены. Именно эта обратная связь позволяет выявить острые моменты взаимодействия участников сторон, обнаружить проблемы и своевременно реагировать на них".


Материал по теме

Оборотная сторона успеха маркетплейса Walmart: расследование

Материал по теме

АКИТ атакует законодательные барьеры для онлайн-торговли

Материал по теме

Китайские продавцы удваивают присутствие на российских маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Современный склад: рынок в новых условиях

26 ноября в рамках форума "СКЛАДЫ РОССИИ" пройдёт наше старейшее мероприятие - XIX конференция "Современный склад: рынок в новых условиях"! В рамках мероприятия мы услышим от лидеров рынка расска...

В Москве пройдет форум "Революция в продажах: e-com, marketplaces, retail & services"

25 ноября 2025 года в Москве пройдет форум "Революция в продажах: e-com, marketplaces, retail & services" - одно из самых ожидаемых событий года для руководителей компаний, владельцев брендов, маркетологов,...

Ozon удержал прибыль

Ozon второй квартал подряд остаётся в плюсе - теперь это уже не случайность, а устойчивая тенденция. Компания подвела итоги третьего квартала 2025 года и показала впечатляющие результаты: прибыль - 2,9 млрд...

Регионы задают темп: eСommerce выходит за пределы столицы

Рынок электронной коммерции в России продолжает меняться. Если раньше основной рост обеспечивали Москва и крупные города, то теперь лидерами становятся регионы. Совместное исследование Сбера и MPSTATS, пред...

Авито запустил партнерскую сеть для монетизации трафика

Генеральный директор компании Авито Евгения Одинцова сообщила о запуске партнерской сети Avito Компания. Новая программа позволяет владельцам сайтов, блогерам и другим партнерам получать вознаграждение за п...

Франция выступила против Shein

Власти Франции ввели временный запрет на работу сайта Shein на территории страны. Поводом для этого решения стало расследование прокуратуры в связи с обнаружением на платформе секс-кукол, имитирующих детей. Офи...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.